СЕГОДНЯ НАДО ПРИЗНАТЬ, ЧТО, ЕСЛИ ВЛАСТИ АРЦАХА В ЛИЦЕ АРАИКА АРУТЮНЯНА и отдавали себе отчет в необходимости обеспечения самообеспеченности продуктами питания, то тем не менее не сильно спешили с этим. Первостепенным в этом важнейшем направлении было обеспечение оросительной водой. Уже после первой, победоносной для нас войны из 24 тысяч гектаров орошаемых земель бывшей НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область) 18 тысяч были оккупированы Азербайджаном. Более того, около 30% всех угодий оказались в опасной зоне, и сельхозработы там не велись. Это, как правило, самые плодородные участки в низменных и предгорных районах. В ходе широкомасштабных военных действий была практически полностью уничтожена ирригационная инфраструктура Нагорного Карабаха. А после проигранной второй войны под контроль Азербайджана отошли обширные угодья житницы НКР — Талишского района, где прежним властям Арцаха удалось в значительной степени решить проблемы с орошением.
Эти трудности были наследством многолетней целенаправленной политики Азербайджана, препятствовавшего полноценному развитию экономики бывшей НКАО и, в частности, сельского хозяйства. Так, протяженность оросительной сети на территории Нагорного Карабаха в советское время составляла 1203 км, однако русла поливных каналов были облицованы лишь на протяжении 40 км (преимущественно в Мартакертском районе), да и те предназначались для орошения сельхозугодий азербайджанонаселенных районов, прилегающих к автономной области.
Руководство НКАО неоднократно акцентировало необходимость строительства ирригационных инфраструктур – в частности, водохранилищ на реках Варанда, Ишханагет, Меграгет, Каркар и Бадара. Однако, блокировав их строительство, азербайджанское руководство соорудило три водохранилища общей вместимостью 14 млн кубометров на территории Физулинского района и Хаченское водохранилище вместимостью 60 млн кубометров на территории Агдамского района, практически лишив автономную область возможности интенсивного использования этих водных ресурсов.
МЕЖДУ ТЕМ КРУПНЕЙШИЙ РЕЗЕРВУАР ВОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ НКАО, расположенный на реке Тертер, — Сарсангское водохранилище вместимостью 600 млн кубометров – обеспечивал сельскохозяйственные нужды 5-ти азербайджанских районов вне пределов Нагорного Карабаха. В азербайджанском мифотворчестве распространено мнение о том, что в 1976 году якобы героическими усилиями Гейдара Алиева было достигнуто согласие на строительство Сарсангского водохранилища, что впоследствии дало возможность орошать 120 тысяч га земельных угодий только на территории бывшей НКАО. Истина же в том, что общая площадь орошаемых из этого водохранилища земель составляла 128 тысяч га, но на долю бывшей НКАО приходилось всего… 18 тысяч га, то есть около 13%.
Надо сказать, после первой войны за Арцах водные ресурсы Сарсангского водохранилища опять же в основном не использовались по своему прямому назначению — в ирригационных целях, решая более насущную проблему обеспечения республики электроэнергией. А появившиеся сегодня на водохранилище азербайджанские специалисты явно намерены возродить времена, когда воды Сарсанга орошали азербайджанские районы вне Арцаха.
Власть Пашиняна совершила еще одно преступное деяние, угрожающее водной безопасности Арцаха, а именно без боя сдала Карвачар (Кельбаджар), хотя к концу второй войны он оставался под полным контролем армянской армии. Дело в том, что реки Тертер и Хачен имеют для Арцаха стратегическое значение, поскольку подавляющее большинство рек, берущих начало непосредственно на территории бывшей НКАО, в жаркий сезон высыхает, а сток названных двух рек, берущих начало в Кельбаджарском районе, превосходит аналогичный суммарный показатель всех рек бывшей НКАО почти в 4 раза. Таким образом, даже в географическом плане Кельбаджарский район для нас является стратегической территорией, своего рода гидродонором, от которого в значительной степени зависит будущее экономики Арцаха в целом и сельского хозяйства – в частности.
А пока – повторная блокада и талоны на продукты…
