ВЛАСТИ ХРАНЯТ МОЛЧАНИЕ И ВЕДУТ СЕБЯ ТАК, КАК БУДТО БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ предпринимателей их вовсе не касается. В зоне внимания правительства оказалась лишь ИТ-сфера: 1 декабря 2022 года Кабмин утвердил порядок предоставления господдержки, выделив порядка 10 млрд драмов ИТ-компаниям, работающим в основном на экспорт и получающим оплату в иностранной валюте. Средства эти предоставлялись участникам сферы в виде возвращения подоходного налога. К слову, уже тогда предоставление налоговых льгот ИТ-сфере вызвало шквал недовольства у представителей других отраслей, которые пострадали не меньше (если не больше) из-за укрепления национальной валюты.
Ситуацию попытался несколько разрядить председатель Постоянной комиссии по экономическим вопросам Бабкен Тунян, заявив в середине декабря прошлого года с парламентской трибуны, мол, согласен, что налоговые льготы, предоставляемые сфере ИТ, — ничто иное, как расходы, которые ложатся на плечи других налогоплательщиков. А затем уверил: «Мы с коллегами из правительства и Министерства высокотехнологической промышленности условились, что в следующем году перед тем, как в очередной раз принять решение по данному режиму, проведем детальные обсуждения, чтобы понять, насколько оправдано его продление, и нельзя ли найти баланс».
Баланс, судя по всему, найти не удалось, учитывая то, что на своем последнем заседании 6 апреля 2023 года правительство приняло решение о выделении еще 6,3 млрд драмов на поддержку ИТ-сферы. Об остальных отраслях экономики – ни слова.
Сложно сказать, чем вызвано подобное игнорирование проблем экспортеров – нежеланием или элементарной неспособностью правительства разработать и реализовать действенные программы поддержки бизнесу. Как долго власти будут закрывать глаза на происходящее – вопрос, скорее, риторический. Да, возникшие проблемы экспортеров решить сложно. Тем не менее, есть множество разных вариантов содействия, которые предлагают уже сами предприниматели.
Усилить позиции любой ценой
Глава Союза предпринимателей «Манташянц» Ваграм Миракян в очередной (в тысячный, наверное) раз призывает правительство оказать содействие компаниям-экспортерам, любой ценой усилить их позиции, помочь диверсифицировать и нарастить экспорт. Поскольку именно на плечах экспортеров и держится вся экономика страны, уверен он.
НА ВОПРОС, КАКИЕ КОНКРЕТНО МЕРЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНИМАТЬ, отвечает, что, во-первых, нужно увеличить налоги на все те импортные товары, производство которых есть в самой Армении. С одной стороны, это уравновесит преимущества импортеров на фоне обесценивающегося доллара. А с другой, по мнению В.Миракяна, поможет армянским производителям почувствовать себя сильными хотя бы на внутреннем рынке и тем самым компенсировать экспортные потери. Плюс, это может привести к трансформации многих импортеров в производителей и соответственно – в экспортеров.
Во-вторых, продолжает глава Союза «Манташянц», экспортерам можно оказать содействие путем финансирования бизнес-туров в Армению дистрибьютеров и продавцов из разных стран.
«Надо раз в месяц организовать или профинансировать визит продавцов из какой-либо одной страны. Уверен, что найдутся туркомпании, которые это осилят. Ну и, наконец, содействие может быть оказано посредством горнодобывающей сферы. В последнее время наше государство становится партнером крупных горнодобывающих компаний. И средства от такого партнерства должны не просто идти напрямую в бюджет и тратиться на потребление, а через фонд инвестироваться в экспортный сектор экономики. Примерно так в Саудовской Аравии работает Государственный инвестиционный фонд (Public investment fund — PIF), куда стекается прибыль их крупнейшей нефтяной компании — Saudi Aramco, а затем деньги вкладываются как в собственную экономику, так и в международные предприятия, представляющие интерес для их экономики», — изложил свое видение ситуации В.Миракян, добавив, что самый длинный линейный город «The Line» строится сейчас в Саудовской Аравии как раз посредством PIF.
Нужен комплексный подход
Впрочем, сами экспортеры тоже не сидят сложа руки и пытаются достучаться до чиновников, заставив последних выработать хоть какую-то тактику действий.
ПО СЛОВАМ СОУЧРЕДИТЕЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ «EXPORT ARMENIA» АРА МАРУТЯНА, в течение последних двух-трех месяцев были проведены встречи с представителями Минэкономики, банковской, налоговой и таможенной сфер, а также с руководителями авиакомпаний, логистических центров, специализирующихся на экспортных перевозках. Наряду с этим дистанционно проводились обсуждения с собственниками и менеджерами крупных европейских и российских компаний, занимающихся в том числе импортом и реализацией армянских товаров.
«Варианты решения некоторых вопросов уже сформированы. Например, предоставлена возможность выдачи кредитов в российских рублях экспортным компаниям, работающим с Россией, для покрытия ими транспортных расходов и решения множества иных вопросов. Однако сложившаяся на сегодня крайне сложная для экспортеров ситуация требует комплексного подхода», — отметил соучредитель группы «Export Armenia».
Для этого, продолжил он, на базе уже действующих структур и создающихся управлений Минэкономики нужно сформировать Государственный оперативный штаб экспорта Армении при премьер-министре РА. К слову, подобный опыт у нас уже есть, учитывая то, что еще в средине 2009 года для реализации антикризисных мероприятий при правительстве Армении был создан оперативный штаб, посредством которого государство помогало компаниям путем предоставления кредитных ресурсов, государственных гарантий по ним и т.д.
Нынче же среди основных стратегических направлений новой структуры А.Марутян выделил разработку цифровой системы поддержки экспорта в рамках «единого окна», разработку и внедрение плана по реализации экспортного потенциала компаний, действующих на внутреннем рынке, разработку стандартов для продукции под брендом «Сделано в Армении», оказание содействия экспортерам в банковской, страховой, транспортной сферах и пр.
«Оперативный штаб должен стать единым центром развития экспорта, который будет оказывать всестороннюю поддержку экспортерам на всех этапах экспортного процесса», — заключил эксперт.