ЗАНИМАТЬСЯ ФУТБОЛОМ СЕРГЕЙ НАЧАЛ В БАКИНСКОЙ ДЮСШ у тренера Эдуарда Оганезова. В 1965-1967 годах играл во второй лиге за «Полад» из города Сумгаита, вошел в молодежную сборную АзССР. Талантливого молодого форварда начали приглашать в клубы Высшей лиги – московский «Локомотив» и бакинский «Нефтчи». Однако Погосян по совету своего тренера Марселя Джавахяна решил не торопиться с выбором. В 1968 году 20-летний футболист перешел в ленинградский «Зенит», который тогда тренировал Артем Фальян.
Артем Григорьевич возглавлял «Арарат» в 1964-1967 гг. и, по мнению многих, заложил будущую основу чемпионской команды. Перейдя на работу в «Зенит», Фальян заметил Погосяна и пригласил его в Санкт-Петербург. Параллельно футболист получал высшее образование в Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Однако в 1970 году Погосян решил перейти в ереванский «Арарат», поскольку его семья находилась в Ереване. На тот момент главную команду республики возглавлял Александр Пономарев, который тренировал «Арарат» до конца сезона 1970-го (оттуда Александр Семенович ушел в олимпийскую команду, а чуть позже возглавил национальную сборную СССР).
В составе «Арарата» Погосян отыграл пять лет (1970-1975), забив 6 голов в 99 матчах. В составе «Арарата» принял участие в знаменитом победном финале Кубка 1973 года против киевского «Динамо». В том знаковом для каждого болельщика-армянина (и не только) матче Погосян вышел на замену на 73-й минуте (символично, не правда ли?), при счете 0:1, усилив нажим на защитные порядки киевлян. Вот как он сам позже вспоминал эти события.
«Кроме меня, на скамье запасных сидел также Николай Казарян. Мы хотели играть уже с первых минут и, честно говоря, немного обиделись на Никиту Симоняна. Когда он увидел, что мы «повесили носы», то сказал: «Ребята, знаете, почему вы не в основном составе? Я знаю, что вы в прекрасной физической форме и должны играть. Ваш стиль таков, что вы в состоянии изменить ход игры.
Так и произошло. При счете 0:1 Симонян, сидевший как на иголках, одновременно выпустил нас на поле. Мы выскочили как ненормальные: готовы были на все, лишь бы победить. Пусть не прозвучит нескромно, но мне кажется, что нам действительно удалось переломить ход игры. Если бы нам не удалось завоевать Кубок, то я не уверен, что мы бы выиграли чемпионат».
В «Арарате» Погосян порой выходил на замену, но его вклад в общее дело никогда не был маловажным. В победном сезоне-1973 он отыграл 24 матча, забив 6 голов. Сергей Лазаревич обладал очень боевым характером. Он без страха шел в стыки с соперниками и никогда не убирал ног, избегая борьбы. Наверное, поэтому трижды за свою футбольную карьеру получал переломы. Например, 7 июля 1972 года в гостевом матче 14-го тура с московским «Спартаком» Погосян за 15 минут до конца игры сломал одновременно ногу и нос и больше до конца чемпионата на поле не появлялся.
Вновь «предоставим» слово юбиляру.
«У большинства знаменитых футболистов есть в карьере особо примечательные матчи. Таких у меня два, и оба с московским «Спартаком». В 1973 году основное время матча завершилось вничью 2:2. Оба гола оказались на моем счету. В том сезоне при ничейном результате пробивались 11-метровые. Мне и пенальти удалось реализовать.
А ЗА ГОД ДО ЭТОГО Я СПАРТАКОВЦАМ ОПЯТЬ ЗАБИЛ ГОЛ, а они мне сломали нос и ногу. Произошло это следующим образом. Маркаров навесил мяч в штрафную площадь москвичей. В прыжке мне удалось переиграть Ольшанского и Абрамова и пробить по воротам (после этого удара Аркадий Андреасян добил мяч в ворота, и «Арарат» победил со счетом 1:0 – В.М.). Один из спартаковцев, опоздав к мячу, головой попал в мой нос, а второй уже на земле свалился на меня и бутсой крайне неудачно угодил в ногу», — вспоминал Погосян.
Нога находилась в гипсе больше двух месяцев, а футболист считал дни до того момента, когда сможет вернуться в футбол. Не зря Никита Симонян называл его «человеком без страха и упрека». Сергей Лазаревич также использовал старинный и хорошо известный армянский рецепт для лечения переломов: регулярно кушал хаш. Но больше помог несгибаемый спортивный дух, который всегда сочетался с огромной любовью к футболу и Армении.
Погосян закончил играть после конфликта с главным тренером Виктором Масловым, проводившим омоложение состава. 27 лет по сегодняшним меркам – это расцвет сил для футболиста, но тогда большинство заканчивали уже к 30 годам. В отличие от многих коллег по спорту, Сергей Лазаревич придавал большее значение образованию и позже окончил юридический факультет Ереванского государственного университета. В дальнейшем поступил в прокуратуру, работал старшим прокурором отдела военной прокуратуры Армении.
В 2007 году он основал Союза ветеранов футбола Армении (СВФА), став его бессменным президентом. В небольшом уютном подвальном помещении на улице Киевян на стенах висят фотографии людей, прославлявших армянский футбол. Красиво оформленный стенд выразительно рассказывает об интересных событиях из прошлой и сегодняшней жизни футбольных ветеранов.
Идею создания СВФА Погосян вынашивал несколько лет, пытаясь найти подходящее место для встреч ветеранов. Все это было связано с большими трудностями и затратами, но в итоге стало реальностью. Он всегда подчеркивает, что организация не является Союзом ветеранов «Арарат-73» – в СВФА входят футболисты разных возрастов. Конечно, годы берут свое, но Сергей Погосян продолжает живо интересоваться делами армянского футбола и родного «Арарата». Ведь он никогда «не убирал ног» – ни на поле, ни в жизни.