ТЕПЕРЬ В ВЕДОМСТВЕ ВААНА КЕРОБЯНА ПОСЧИТАЛИ, ЧТО ПРОГРАММА НА 2020-2022 ГОДЫ благополучно выполнена (при, повторимся, падении сельского хозяйства, которое не спасли даже обрушившиеся на Армению капиталы релокантов и денежные переводы), и возникла нужда разработать план на 2023-2026 гг., который и представили на сайте правовых актов e—draft. Сразу скажем, что проект нового документа уже оценен опытными специалистами-аграриями как нереалистический. Конечно, и в нем хватает тех же прекраснодушных, хотя и банальных, мыслей, но в целом это, как и его предшественник на 2020-2022 гг., велеречивый «тост» за все хорошее и против всего плохого.
Одним из «открытий» проекта этого документа стало признание давно известной истины, заключающейся в том, что сельское хозяйство чрезвычайно чувствительно к изменению климата и в значительной степени зависит от погодных условий – града, поздних весенних заморозков, наводнений, ливней, оползней, засухи. Сделав столь потрясающее «открытие», в Минэкономики на этом не остановились и с грустью спрогнозировали, что к 2030 году в результате изменения климата общая площадь пастбищ Армении сократится: альпийские и приальпийские луга – на 19-22%, а получаемый с них урожай – на 4-10%. Это снизит объемы производства кормов для животноводства и сделает еще более уязвимой продовольственную безопасность страны.
Нобелевскую премию за подобные откровения не дают, но самое интересное нас ждет дальше. Разумеется, что Минэкономики предлагает с целью противодействия изменению климата целый набор уже набивших оскомину своей банальностью и непрерывным повторением мер: это и интенсификация сельского хозяйства, и повышение производительности, и эффективное использование земельных и водных ресурсов, и внедрение передовых технологий, и еще много чего.
В результате, как в очередной раз надеются в Минэкономики, к 2026 году валовая продукция сельского хозяйства увеличится до 1,4 трлн драмов, количество крестьянских хозяйств, напротив, уменьшится до 280 тысяч, причем созданная каждым из них стоимость возрастет до годовых 4,5 млн драмов; объем экспорта агропродовольственной продукции достигнет $1,5 млрд, а площадь пашенных земель – 75%.
Кажется, в правительстве за 4,5 года научились лишь лихо рисовать цифры и завораживать обещанными перспективами, которые спустя отведенное время оборачиваются ничего не значащей пустышкой и дальнейшим падением отрасли. Есть большая вероятность того, что так будет и в этот раз. Тем более, что в проекте программы нам не удалось разглядеть ни конкретных механизмов достижения целей, ни масштабных инвестиций, без которых очередной план, всплывший из недр Минэкономики, останется не более чем бумагомаранием…
