— У меня с ЕАБР два проекта, один из которых относится к финансированию строительства солнечных электростанций (СЭС) и уже реализован: с ноября 2022 года все они числом 11 с общей мощностью до 65 МВт уже работают в сети (7 из них профинансированы ЕАБР в размере $37 млн, а 4 – источниками KfW через «Ардшинбанк»). А здесь я представляю проект в Узбекистане, где являюсь генеральным директором и соинициатором. Первый объект – фотовольтаическую солнечную станцию мощностью 20 МВт мы уже запускаем в Самарканде, которую успели разработать, спроектировать и построить за один год. А всего с правительством Узбекистана подписали инвестиционный договор о строительстве суммарных солнечных мощностей в размере 2000 МВт. Это уникальный проект для СНГ и, в частности, для Центральной Азии, так как подразумевается прямая продажа выработанной электроэнергии конечному потребителю. Тем самым мы по факту этим пилотным проектом либерализуем энергорынок в Центральной Азии, используя сетевую инфраструктуру только как транспорт.
— То есть, завершив свой проект в Армении, вы теперь встроились в энергорынок Центральной Азии?
— Да, там очень большой рынок, огромная потребность в специалистах — проектировщиках, руководителях проектов – и мы по сути через подразделение нашей компании «Нью Энерджи Инвестментс» экспортируем сейчас наши мозги. Это совместное предприятие (А.Арутюнян счел коммерческим секретом соотношение долей в этой компании. – А.А.).
— Как дела на заводе по производству сухофруктов «Ареги» с использованием собственной солнечной генерации, где мы прошлым летом дегустировали вашу продукцию?
— Дела идут хорошо. Сейчас проводится сильная диверсификация экспортных рынков, и мы на сегодня имеем весьма сбалансированный рынок поставок за рубеж: это и США, и Евросоюз, и восточные страны – даже до Японии доходили наши поставки. А сейчас работаем над большим проектом экспорта в Африку, для которой наши плоды экзотические, а для нас – их.
— Какова ситуация с солнечной генерацией в Армении в целом?
— На сегодня 450 МВт солнечной генерации в нашей стране уже факт, из которых 210 МВт – сетевая (остальное – для собственных нужд). Суммарно СЭС будут вырабатывать 750 млн кВт/часов электроэнергии при том, что собственное потребление в Армении 6,5 млрд кВт/ч, то есть мы уже порядка 12% внутреннего потребления получаем от солнечной генерации, значительно опережая планы правительства. Так что правительственный план достижения к 2030 году 1000 МВт солнечной генерации и, следовательно, доведения ее удельного веса в общем энергобалансе страны до всего лишь 15% выглядит очень пессимистично. Уверен, что уже к 2025 году мы дойдем до 25%. Хотя понятны и причины осторожных прогнозов правительства, ведь прежде необходимо решить режимные вопросы через строительство межстрановых высоковольтных ЛЭП в Иран и Грузию, внедрить сильную систему прогнозирования и вести умелую промышленную политику, чтобы в стране появились крупные энергоемкие объекты, которые работают на килоВатте, то есть не на природном газе, а на электричестве. Как пример – производство водорода, аммиака, из него – карбамида, далее красителей и т.д. Нам нужно развивать химическое производство, работающее на электричестве, поскольку его мы можем получать дешево и в огромных количествах, используя ВИЭ (возобновляемые источники энергии)…
… Вдобавок к сказанному Айком Арутюняном сообщим, что сумма пилотного проекта на 20 МВт составляет $30 млн (участие ЕАБР — $21 млн), однако потенциал роста для всех 2000 МВт (CAPEX, то есть необходимые капитальные расходы) оценивается до $1,2 млрд. Самое приятное для нас то, что, как сказано в справочном материале ЕАБР относительно указанного проекта, его «кооперационной составляющей является трансфер технологий и опыта из Армении в Узбекистан». То, что А.Арутюнян в своем интервью назвал «экспортом наших мозгов»…
Ереван-Сочи-Ереван