ВООБЩЕ-ТО НА ПАШИНЯНОВСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ, признаться, новостей я не смотрю давно — нервы ни к черту, сразу начинаю рыдать от счастья. Но репортаж о трехсторонней встрече в Брюсселе и выступление главы Евросовета Шарля Мишеля все же просмотрел и, надо признаться, не пожалел. Потрясающая была картина! Настоящий «танец журавлей» в исполнении Пашиняна, Алиева и Мишеля.
Существует изумительная церемония умиротворения, обычно называемая «танцем журавлей». Птица высоко и угрожающе вытягивается перед партнером, развернув крылья, нацеливает на него клюв, устремляет прямо на него глаза. Это картина серьезной угрозы, и в самом деле до этого момента включительно жесты умиротворения ничем не отличаются от подготовки к нападению.
Но в следующий момент птица направляет эту угрожающую демонстрацию своей мощи в сторону от партнера, причем выполняет разворот на 180 градусов — все еще с распростертыми крыльями — и подставляет партнеру свой беззащитный затылок. На секунду «танцующий» журавль подчеркнуто застывает в этой позе, как бы демонстрируя, что его угроза направлена не против партнера, а совсем наоборот — в сторону от него, против враждебного внешнего мира.
Затем журавль снова поворачивается и повторяет демонстрацию своего величия и мощи, потом опять оборачивается и теперь, что еще более показательно, делает ложный выпад против какого-нибудь замещающего объекта. Это может быть даже палочка или камешек, которые он подхватывает клювом и три-четыре раза подбрасывает в воздух. Все это так же ясно, как человеческие слова: «Я велик и страшен, но я не против тебя, а против вот того, вот того, вот того».
В БРЮССЕЛЕ НИКАКОГО ДОКУМЕНТА ПОДПИСАНО НЕ БЫЛО, а это означает, что «танец журавлей» будет продолжен. Известна и «дорожная карта»: 1 июня — встреча в Кишиневе, в июле еще одна встреча в Брюсселе, а в октябре — танец в Гранаде. Так стороны видят последующие три шага, в результате которых будет окончательно подготовлен «мирный договор». Заметим, что «журавли» наши тут не оригинальны: три загадки Сфинкса, три вопроса принцессы Турандот, Троица, в конце концов…
О том, что Пашинян не имеет никакого права признавать Арцах в составе Азербайджана, действия его противоправны и антиконституционны, говорят сегодня все и, думаем, не имеет смысла еще раз доказывать очевидное. Ясно и то, к каким пропагандистским трюкам он будет прибегать, чтобы убедить в своей правоте граждан. В политтехнологиях есть такой прием: нарисовать публике гипертрофированную картину некоей ситуации с тем, чтобы, когда ее элементы в смягченном виде станут реальностью, воспринимались бы с облегчением — мол, это не так страшно, могло быть гораздо хуже.
И к этому трюку Пашинян будет прибегать постоянно в предельно упрощенной форме. Как выразился Геббельс: «Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся. В конечном счете, самых существенных результатов во влиянии на общественное мнение достигнет только тот, кто способен свести проблемы к простейшим выражениям и у кого хватит смелости постоянно повторять их в этой упрощенной форме».
Интересно, что основным объектом критики сегодня стали Евросовет и его председатель Шарль Мишель. Например, МИД Арцаха выступил с заявлением, в котором говорится: «Руководство Евросовета продолжает игнорировать законные права и интересы народа Арцаха и руководствуется лишь собственными геополитическими и краткосрочными интересами в регионе в ущерб декларируемым Евросоветом ценностям демократии и прав человека. Председатель Евросовета не только не препятствует, но и, по сути, потакает Азербайджану в использовании страданий народа Арцаха в качестве политического инструмента».
Но разве так называемая реальная политика предполагает другое? Никто в мире не будет обращать внимания даже на геноцид и пальцем не шевельнет, чтобы спасти жертв, если это ему не выгодно. После того, как 24 марта 1999 года НАТО подвергла бомбардировке Югославию, великий демократ и правозащитник, бывший президент Чехии Гавел изобрел термин «гуманитарные бомбардировки».
МАЛЕНЬКИМИ СТРАНАМИ ВСЕГДА ЖЕРТВОВАЛИ, не спрашивая их мнения. Вспомним хотя бы Кампоформийский мир, подписанный генералом Бонапартом в 1797 году с Австрией. Пасьянс из прирейнских, североитальянских, альпийских земель, которые сложным образом перетасовывались, предлагал дать Австрии какое-то отступное за рейнские земли, для чего и была избрана никоим образом к войне не причастная Венеция. В результате, как пишут историки, «маленькая республика, ведущая свою историю с середины V века, перестала существовать, так как это понадобилось Бонапарту для успешного завершения его дипломатических комбинаций».
А разве заявление руководителя делегации ЕС в Армении Андреа Викторин («В Сотке наблюдателей ЕС не было. У них нет желания оказаться там, где что-то происходит, они осуществляют мониторинг по всей границе») не свидетельствует о том, что международные организации действуют, исходя исключительно из собственных интересов?
Понимаете? Пожарные не едут на место катастрофы, потому что может загореться в другом месте! А уж когда загорится в другом месте, они просто запрутся на каланче — и начнут поливать себя водой. Главное, чтобы уцелели пожарные, верно? Иначе кто ж нас спасет от огня?
Нет, сограждане, в наших бедах виноваты не международные структуры, поведение которых называется: «А мне, пожалуйста, чашечку кофе». Виновник один — Пашинян. И, как верно заметил бывший министр иностранных дел Вардан Осканян: «Если Пашиняна нужно схватить за руку, чтобы он не подписал такой документ, то сейчас самое время для этого. Иначе потом будет поздно».
Вот что нам нужно сделать сегодня — схватить за руку Пашиняна. «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Деятельность Пашиняна на посту премьера за эти пять лет дала такие плоды, что худое дерево нужно срочно срубить.
