Ну что ж, дорогие сограждане, вынуждены констатировать, что у нас, в конце концов, количество перешло в качество. Преступность сделалась в стране всем. Способом и образом существования, идеей, религией, философией, средством для делания карьеры и достижения успеха, политикой, экономикой, средой обитания, чуть ли не искусством, чуть ли не творчеством. Идолом, которому поклоняются, которому исправно приносят жертвы.
НИКТО СЕГОДНЯ НЕ СПОСОБЕН ПРЕДУГАДАТЬ, ЧЕМ ВСЕ ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ. Точнее — не закончится, поскольку никакого конца тут не предвидится и в помине. Ведь власть Пашиняна открыла ящик Пандоры. Напомним, что Пандора — женщина, сотворенная Афиной и Гефестом по воле Зевса в отместку за то, что Прометей похитил для людей огонь у богов. Женщину назвали Пандорой, так как все боги наделили ее дарами: Афродита — красотой, Афина — прекрасной одеждой, Гермес — коварством, хитростью и красноречием.
Пандора соблазнила Эпиметея, брата Прометея, и стала его женой. В качестве свадебного подарка он получил закрытый сосуд («ящик Пандоры»), в котором были заключены все людские пороки и несчастья. Любопытная Пандора, несмотря на запрет, открыла сосуд, и по всей земле разлетелись бедствия и пороки, от которых страдает человечество. Люди лишились даже надежды, оставшейся на дне сосуда, когда Пандора захлопнула крышку.
Как справедливо замечает депутат от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян, «убийства у нас происходят через день, парами, на улице, в поле, в церкви, любыми невероятными способами и в любом месте. Не понимаешь, где МВД, СК, прокуратура со своими руководителями. Я уже не говорю о Паракаре. Он превратился в место осуществления серьезных преступлений: убийства, «разборки», обостряющаяся вражда и взгляд правовой системы со стороны».
«А при чем тут бедный Никол? Что он мог сделать?» — пищат сектанты Пашиняна, доказывая тем самым отсутствие у себя минимальных мыслительных способностей. Ну да, всякий раз, когда безобразие переходит всякие границы и раздается возмущенное «хватит!», тут же раздаются и встречные голоса, разъясняющие, что безобразники вроде как и не безобразники, а жертвы тяжких обстоятельств.
Так, кстати, происходит во всем мире. Например, мы регулярно узнаем, сколь невыносимо тяжела жизнь афро-арабских подростков во Франции. Настолько тяжела и беспросветна, что им ничего не остается, как грабить прохожих и магазины, поджигать автомобили и публичные здания. Подобная адвокатская логика — «Господа присяжные, да кто бы из вас не поджег автомобиль? Господа присяжные заседатели, да кто бы из вас не изнасиловал и не ограбил прохожих?» — вещь неистребимая.
Пашинян, конечно, в грабеже магазинов и прохожих, а также в изнасилованиях и поджогах пока замечен не был, но именно на нем как на руководителе страны лежит вся вина и ответственность за разгул преступности. Вопрошающим «А что мог сделать бедный Никол?» «адвокатам» давно бы пора это осознать и принять. Оправдывать его — это даже цинизмом не назовешь: просто тяжкий вид идиотизма.
ПОСЛЕ УБИЙСТВА 23 СЕНТЯБРЯ В МЕРДЗАВАНЕ ГЛАВЫ ОБЩИНЫ ПАРАКАР ВОЛОДИ ГРИГОРЯНА и сотрудника уголовного розыска Карена Абрамяна прошло уже три недели, но страсти там не утихают, сохраняется крайне напряженная обстановка, круглосуточно дежурят патрульные полицейские. Напомним, что 26 сентября по подозрению в убийстве был задержан Нарек Оганян — брат убитого в феврале этого года в селе Мердзаван Григора Оганяна. 28 сентября задержали и другого местного жителя, 20-летнего Геворка Арутюняна, который признался в содеянном.
При обсуждении детективных историй последнего времени обществу усиленно внушается мысль, что прежний принцип детектива, согласно которому подлежат рассмотрению все версии, более не применим. Должна рассматриваться только версия, предложенная Пашиняном.
Ну что ж, у каждого народа есть свой знаменитый детектив, которому под силу распутать любые преступления. У англичан это Шерлок Холмс, у американцев — Пинкертон, у французов — комиссар Мегрэ, у китайцев — господин Пэн, у армян — Пашинян. Последний не стал изводить мозг на всякую ерунду и сразу заявил, что оппозиционного руководителя общины Паракар Володю Григоряна застрелили из мести. Правоохранители, естественно, тут же взяли под козырек, исключили политические мотивы преступления и стали рассматривать только версию вендетты.
Большинство жителей Мердзавана с этой версией не согласны и регулярно проводят акции протеста, требуя от правоохранительных органов провести справедливое и прозрачное расследование, установить и привлечь к ответственности всех причастных к преступлению, за которым стоят представители власти, устраняющие политических оппонентов.
Более того, жители организовали сбор подписей под обращением к правительству, требуя, чтобы члены семьи бывшего главы Мердзавана Мгера Ахояна, которые уже покинули село, не имели права туда возвращаться. Добавим, что 10 октября группа лиц повредила надгробие брата проходящего по делу об убийстве Володи Григоряна Нарека Оганяна, после чего в селе произошла крупная драка. А самого Нарека Оганяна, который, как и другой подозреваемый Геворк Арутюнян, содержался в УИУ «Нубарашен» в полной изоляции, почему-то вдруг перевели из одиночной камеры в общую, где его подвергли насилию.
АВТОР НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ, КОНЕЧНО, НЕ ОБЛАДАЕТ ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПАШИНЯНА мгновенно раскрывать самые запутанные преступления, но предположим, что глава общины Паракар Володя Григорян действительно был убит из мести. Хотя определение причинно-следственных связей — дело сложное, post hoc (после этого) не обязательно propter hoc ( по причине этого).
С довольно вроде бы естественным при всяком громком событии вопросом cul prodest? (кому это выгодно?) регулярно возникают две ошибки. С одной стороны, велик соблазн объективного вменения. «Если некоторое событие пошло кому-то на пользу, то этот кто-то сам его и устроил — все ясно, что же доказывать?» Это при том, что смысл вопроса куда более скромный — несколько сузить круг рассматриваемых версий, исключая (или, по крайней мере, причисляя к очень сомнительным) те из них, которые предполагают злодеяние, совершенное себе во вред, причем очевидный.
С другой стороны, вовсе не задаваться этим вопросом тоже неправильно, ибо иначе могут появляться версии о злодействе, совершенным единственно ради самого злодейства. «А я убиваю, потому что убиваю».
Что же касается кровной мести, то это явление наблюдается практически во всех уголках земного шара. Вендетта рассматривается как священный долг: за убийство любого представителя семьи, племени или клана должен понести кару тот клан, к которому принадлежал убийца. Институт кровной мести делает кровопролитие бесконечным. Ведь наказанием за преступление становится тоже убийство, которое в свою очередь ведет к новому витку мести, и так без конца. Теоретически кровная месть является бесконечной цепью, и она действительно приводит нередко к истреблению целых семей или больших групп.
И здесь возникает вполне закономерный вопрос: если сегодня правоохранители с подачи Пашиняна сразу ухватились за версию о вендетте, почему они своевременно не предотвратили кровную месть в Мердзаване? Отсюда и вывод: если даже убийство Володи Григоряна было совершено из мести, то в этом виновата бездействующая власть.
Бездействие властей в очередной раз выпустило джинна из бутылки. Этого нельзя делать ни в коем случае, ибо выпуск джинна есть деяние необратимое или во всяком случае очень трудно обратимое. А повышение уровня вражды до окончательного пещерного уровня никому не нужно.