ДЕМОЯН УКАЗАЛ НА ТО, ЧТО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ ЛИШИЛО ТУРЦИЮ главного источника доходов. Более 40 лет многие страны пользовались услугами турецких строительных фирм, отдавая предпочтение турецким рабочим. 6 февраля миф о турецком строительном бизнесе рухнул окончательно. Кроме строительной сферы, землетрясение нанесло сильнейший удар по сельскому хозяйству и легкой промышленности, которые считались авангардными отраслями турецкой экономики. По прогнозам историка, землетрясение повлияет и на российско-турецкие планы по строительству АЭС.
В эти дни из лагеря экспертов звучат предупреждения о последствиях природной катастрофы, которые могут негативно повлиять на нашу страну. Речь, в частности, о беженцах, которые могут хлынуть на территорию Армении, если сухопутная граница окажется открытой. В числе беженцев могут оказаться представители террористических организаций. Возвращаясь к фигуре фаворита, нельзя не отметить, что у РФ и Запада появился уникальный шанс способствовать победе на выборах предсказуемого и покладистого политика.
Преемник Эрдогана будет находиться в большой зависимости от Запада, ибо именно западные страны в большей мере будут способствовать восстановлению пострадавших от землетрясения территорий. Эта помощь обяжет нового лидера соблюдать правила игры, которые навяжут ему европейцы, иными словами, при новом лидере коллективный Запад сумеет взять на себя роль сдерживающего фактора. Армения от этого только выиграет…
Запад изрядно утомили выходки Эрдогана и его шантаж относительно возможного выхода из НАТО. Партнерам надоели заигрывания Эрдогана с Путиным и попытки проводить самостоятельную политику без оглядки на Вашингтон. Если мировые игроки сумеют предотвратить победу Эрдогана на выборах, что не сложно с учетом ненависти, которую после 6 февраля испытывают к нему рядовые избиратели, то это во многом успокоит ситуацию в мире и регионе. Без заинтересованного участия Кремля добиться этого будет сложнее, а потому возможность сепаратных договоренностей игнорировать нельзя, ведь связи между коллективным Западом и Москвой, как известно, сохраняются, невзирая на растущую угрозу Третьей мировой войны…
В глобальном плане, разумеется, все останется, как было: и пресловутая «Красная книга», и общетурецкая армия, и прорыв к границам Алтая и Китая, и отношения с Азербайджаном, но в деталях многое может измениться. В частности, снизится градус агрессии по отношению к региональным игрокам, словом, с уходом Эодогана может измениться многое… Ну, а пока суд до дела в Армении заговорили о том, что на смену «футбольной» дипломатии пришла дипломатия «сейсмическая».
Предвыборные обещания в условиях всеобщего траура…
16 декабря 1991 Турция признала независимость Армении в обход дипломатических отношений. В апреле 1993 г. Левон Тер-Петросян принял участие в похоронах президента Тургута Озала, а 23 октября 1995 г. в Нью-Йорке на праздновании 50-летия ООН президент РА встретился с тогдашним президентом Турции Сулейманом Демирелем. Общение было непродолжительным и ни к чему не привело. Второй президент Роберт Кочарян и президент Турции встречались 2 раза: 5 июня 1998 г. в Ялте на экономическом форуме и в ноябре 1999 г. в Стамбуле на форуме ОБСЕ. При третьем президенте Серже Саргсяне президент Абдула Гюль посетил Ереван, где 6 сентября 2008 г. присутствовал на футбольном матче между национальными сборными Армении и Турции.
ЕРЕВАНЦЫ ВСТРЕТИЛИ ТУРЕЦКОГО ЛИДЕРА ТРАНСПАРАНТАМИ С НАДПИСЯМИ «Я из Карса!», «Я из Игдира!», «Я из Муша!» и т. п. 29 января 2009 г. в Давосе Саргсян 20 минут разговаривал с Эрдоганом. В том же году 10 декабря премьер-министры Армении и Турции подписали в Швейцарии 2 армяно — турецких протокола. Подписание произошло под эгидой министров иностранных дел стран сопредседателей Минской группы, присутствовали высокопоставленные европейские чиновники.
Турецкая сторона затягивала ратификацию протоколов, исходя из проблемы Арцаха. По этой причине в 2014 г. с высокой трибуны ООН третий президент выступил с жесткой речью, в которой отправил протоколы «к черту на куличики». В 2015 г. протоколы были отозваны из парламента, а 1 марта 2018 г. и вовсе отменены. Засим последовала смена власти…
Если с 90-х гг. прошлого века в Ереване говорили о необходимости налаживания дипломатических отношений с Анкарой без каких-либо уступок и предусловий, то с избранием Пашиняна на пост премьер-министра стало очевидным, что новая власть готова выполнить главные условия Турции. Речь о признании Арцаха в составе Азербайджана и отказе от идеи международного признания Геноцида.
Рассчитывать на то, что сокрушительное землетрясение и гуманитарная помощь правительства РА кардинально повлияют на армяно-турецкие отношения, разумеется, не следует, зато многое может измениться, если Эрдоган потерпит поражение на выборах. Пока прогнозы строятся с оглядкой: несмотря на возраст и состояние здоровья, турецкий лидер пытается держать удар, однако его риторика не доходит до адресатов. Предвыборные обещания в условиях всеобщего траура только раздражают массы.
Сегодня, как никогда, турецкое общество оказалось подверженным влиянию извне, и это влияние не в пользу Эрдогана. Коллективный Запад, наверняка, уже приступил к закулисным переговорам с целью сделать ставку на нового фаворита. Если ставка сыграет, то дальнейшие отношения Еревана и Анкары будут развиваться под патронатом Европы. Это станет серьезным фактором и в плане длительного сдерживания аппетитов Алиева…