НО СЕГОДНЯ ОСОБЕННО ТРЕВОЖИТ ТО, ЧТО ОБЪЕКТИВНЫЕ ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, до сих пор играющие на руку армянской экономике, все больше оборачиваются негативом и сходят на нет, о чем «ГА» не раз предупреждал «гэдэшников». Так что очень скоро может оказаться, что количество недовольных положением дел в армянской экономике резко выросло…
Так, на проходящем в эти дни саммите «Большой семерки» (G7) уже точно будут введены ограничения на реэкспорт в Россию, а этим уже год с лишним вовсю пользовались в Армении, и этим преимущественно объясняются высокие темпы роста экспорта (который на самом деле — реэкспорт) из нашей страны. Основными хабами по переправке товаров из третьих стран (в основном из западных) в Россию являются Казахстан, Армения, Турция, Грузия, Сербия и, следовательно, после введения санкций можно ожидать резкого обрушения экспортных показателей из названных стран.
Но это не единственный «пузырь», который старательно надували власти Армении, строя на нем свою экономическую политику, и который теперь грозит с треском лопнуть. «ГА» на днях, 16 мая, опубликовал заметку под названием «Будет ли Pernod Ricard поставлять армянский коньяк в РФ?», в котором выражалась озабоченность судьбой поставок армянского коньяка на обширный и привычный рынок России, ведь, исходя из логики официального сообщения Pernod Ricard, компания не будет поставлять со своего завода в Армении и коньяки под брендом «Арарат». А это, в свою очередь, означает крупные убытки как для самого армянского предприятия, так и для республики в целом.
Увы, наша тревога подтвердилась буквально через пару дней. Министр экономики Армении Ваан Керобян сообщил об этом накануне на совместном заседании нескольких постоянных парламентских комиссий в ответ на высказанное депутатом беспокойство проблемами закупок и необходимостью обеспечить рынки, чтобы фермеры могли реализовать свою продукцию.
«Мы живем в сложной среде. Сегодня с закупщиками мы обсуждаем в том числе высокий курс драма, происходящие на различных рынках изменения. Я, конечно, официальной информации не получал, но вроде бы официально, что ЕКЗ прекратит экспорт в Россию. Это все – проблемы, которые окажут воздействие на закупки. Мы должны в целом посмотреть, какая среда, какие изменения происходят», — как всегда, невнятно проговорил министр, после чего неуклюже вообще увел разговор в сторону виноделия.
ЗАМЕТИМ, ЧТО ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОСТАВОК КОНЬЯКОВ «АРАРАТ» В РОССИЮ означает не только большие проблемы с заготовками винограда у крестьян (о чем мы услышим уже ранней осенью), но и существенные потери для государственного бюджета Армении, ведь Ереванский коньячный завод традиционно является крупным налогоплательщиком страны. Таким образом, внешние блага, которыми до сей поры, не особенно задумываясь о будущем, лакомились в Армении, постепенно оборачиваются своей противоположностью. И ожидаемый шлагбаум перед реэкспортом, и ликвидация существенной статьи экспорта, каковой является коньяк ЕКЗ – это лишь первые ласточки грядущих проблем…
Кстати, под занавес вчерашней вечерней телепрограммы «60 минут» на телеканале «Россия 1» ведущий сообщил о вынужденном (так как ЕКЗ принадлежит французам) прекращении поставок коньяков «Арарат» в Россию, заметив, что санкции носят обоюдоострый характер, после чего в подтверждение своей мысли высказал предположение, что в эту минуту «Гагик Царукян с удовольствием открыл бутылочку 50-летнего «Ноя»…
Да, в Армении коньяки выпускает не только ЕКЗ, но именно это предприятие имеет системообразующий для нашей экономики характер и именно оно выпускает наиболее раскрученные коньяки под брендом «Арарат». И если владеющий армянским заводом Pernod Ricard сможет покрыть потери ЕКЗ за счет продажи по всему миру других известных марок виски, рома и текилы, то грядущие убытки для Армении вряд ли можно будет чем-либо компенсировать.