— Г-н Анаников, до этого форума у вас были научные связи с Арменией?
— У ученых России и Армении давние связи в разных областях науки. Но я буду говорить только об институтах химического профиля. У нашего института давние и продуктивные контакты с Научно-технологическим центром органической и фармацевтической химии Национальной академии наук Армении. Подписан договор о сотрудничестве между нашими институтами, коллеги из Еревана регулярно проходят стажировку в нашем институте, и мы довольны этими контактами. У нас несколько совместных научных проектов, в авторитетных изданиях мы регулярно публикуем статьи по органической и физической химии. Тесные научные связи и у академических институтов физической химии России и Армении, которые тоже выполняют несколько совместных проектов.
— Как финансируются эти проекты?
— Большая их часть финансируется раздельно – российской и армянской сторонами. Но сейчас мы активно работаем над тем, чтобы возобновить программу совместных грантов. Прежде, когда действовал Российский фонд фундаментальных исследований, такая программа очень успешно работала. Это было плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество. Опубликовано много прекрасных совместных статей, которые активно читаются и цитируются. В восстановлении этой программы заинтересованы как российская, так и армянская сторона.
— У вас есть аспиранты из Армении?
— Аспиранты из Армении у нас есть, в их числе и выпускники Российско-Армянского университета. Им обеспечиваются те же условия, что и российским аспирантам – предоставляется общежитие, выплачивается стипендия, и эти ребята хорошо работают. Договор между Россией и Армении заключен, и мы бы хотели, чтобы аспирантов из Армении было значительно больше. Надо активно стимулировать программу по аспирантам.
— Большие сложности с ввозом в Армению научной аппаратуры и реактивов не могут не отражаться и на уровне проводимых исследований, и на развитии научных контактов. Предполагаются ли какие-то шаги к решению этой проблемы?
— Я знаю, что срок поставок химических реактивов в Армению очень длительный, это, разумеется, очень затрудняет работу. Но это скорее логистическая проблема, а такого рода сложности возникают даже при наличии финансирования. Но эти проблемы постепенно решаются и, я уверен, что нам удастся максимально упростить ввоз в Армению оборудования и реактивов. Причем российская сторона сделает для этого все возможное. Уже сегодня позитивная динамика очевидна.
— В последние годы в Армении возникла проблема, которая может отразиться и на развитии научных связей с Россией. Сфера науки утратила привлекательность для молодежи, заниматься исследовательской деятельностью готовы лишь единицы. По многим специальностям места в аспирантуру оказываются невостребованными, более того, многие молодые люди, завершив обучение в бакалавриате и магистратуре, даже защитив диссертацию, уходят в IT. Как решить эту проблему?
— Этот вопрос требует особого внимания государства. Перспективным молодым людям надо предложить интересные научные проекты, но с разумной зарплатой. Человек может работать на одном только интересе пока он студент, аспирант, но, когда появляется семья, социальные обязательства, нужна разумная зарплата. Конкурировать со сферой IT в плане оплаты труда трудно, но нужно создать максимально привлекательные условия работы в науке, иначе не удастся удержать молодежь.
– Сегодня во всем мире одним из важнейших показателей научной активности являются публикации в рейтинговых журналах. Однако в связи с политическими событиями у российских ученых могут возникнуть ограничения с публикацией результатов научных исследований в зарубежных изданиях. Как это скажется на сотрудничестве и публикации совместных статей?
– К счастью, политическое противостояние не распространяется на научный блок. По крайней мере с публикацией статей по химическим, физическим, биологическим наукам никаких проблем пока не возникло. Как и прежде, результаты исследований российских ученых публикуются в рейтинговых международных научных журналах, значит и написанные совместно статьи будут опубликованы. Ситуация в этом смысле стабильная, статьи выходят, кооперация работает. Я являюсь научным консультантом ряда грантов, выполняемых учеными Армении, никаких проблем я не вижу.
— Оказывает ли руководство Национальной академии наук Армении поддержку в развитии российско-армянских научных связей?
— Президент НАН Ашот Серопович Сагиян прилагает большие усилия для расширения научных контактов с российскими учеными. Он является иностранным членом Российской академии наук, встречался с президентом РАН Геннадием Яковлевичем Красниковым. Налицо полное взаимопонимание и заинтересованность обеих сторон в расширении сотрудничества между нашими академическими учреждениями.
— Как будут развиваться научные связи между Арменией и Россией в дальнейшем?
— Нынешний форум стал чрезвычайно важным событием. Научное сотрудничество между учеными России и Армении согласуется с интересами обеих сторон. Я бываю в Армении несколько раз в год и уверен, что наши контакты будут успешно расширяться. Сейчас формируется новое направление сотрудничества – использование искусственного интеллекта для решения задач в области химии. И тут армянская сторона может себя очень хорошо проявить. Здесь много хороших программистов, востребованных зарубежными коммерческими компаниями, и мы постараемся привлечь их в сферу науки. Я настроен оптимистически и уверен, что сотрудничество ученых России и Армении на новом этапе окажется очень успешным.