ПОЧТИ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПОГИБЛИ В ТЕ ЖЕСТОКИЕ ГОДЫ родные или близкие, друзья, коллеги или соседи. Война никого не обошла. А «бессмертный полк» – это бессмертная память о всех ушедших, незримый, но самый прочный памятник, поставленный в сердцах людей на века.
Правда, был момент, когда мне показалось, что не очень скромно писать о родной матери, которая не была в годы войны в действующей армии, но она всю войну работала по вечерам в госпитале – Ереван был тыловым городом.
Когда началась война, мама, только что поступившая в Ереванский медицинский институт, по утрам ходила на лекции, а вечером – в госпиталь, на работу на общественных началах. Ей было поручено то, что называют культмассовой работой – официально она была комиссаром при начальнике госпиталя, очень быстро подружилась с ранеными, помогала им во всех вопросах, организовывала мероприятия для тех, кто уже выздоравливал, например, водила на футбол. Раненые звали ее сестричкой. За эти годы она подучила русский язык, набралась в огромном множестве русских песен – и военных, и народных, и даже блатных. После войны мама переписывалась с ранеными бойцами, поддерживала отношения.
В самом начале войны произошел трагический инцидент: эшелон со студентами-медиками, который отправлялся на фронт, разбомбили, погибли все. Это известный факт, о нем много писали. Мама должна была ехать в этом первом эшелоне, но по какой-то причине ее записали во второй эшелон. После этой трагедии второй эшелон было решено расформировать, а все силы бросить на создание летной эскадрильи, которая будет защищать Кавказ. Мама получила от партийного бюро срочное и очень ответственное задание – собрать деньги на постройку самолетов. Мама и ее товарищ по курсу – единственный мужчина на курсе, инвалид, – обошли все дома, все квартиры и частные домики в Ереване, собрали несколько мешков денег, долго считали все это, несколько раз. От нашей семьи дедушка, который тогда руководил Верховным Советом Армянской ССР, пожертвовал в Фонд обороны серебряный самовар с большим подносом, который на его недавний юбилей подарили ученики – дедушка преподавал армянский язык в школе имени Крупской и в университете.
Собрано было с населения Еревана столько денег, что хватило на военный самолет. А ведь годы были трудные, но люди понимали, что без самолетов не обойтись.
Вот так мама и другие ее однокурсники работали на Победу, и я думаю, что вполне заслужили право быть в составе «Бессмертного полка», который был еще так далек от советских людей…
И еще, говоря о маме и ее посильном участии в войне, я не могу не упомянуть двух ее подруг, которых давно уже нет в живых, но которые прошли всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня. Обе в начале войны окончили Медицинский институт, и их направили на фронт работать в госпитале врачом. К концу войны у обеих было звание старшего лейтенанта, ордена и медали.
Это Анна Александровна Амбарцумян, которая День Победы встретила в Вене, и Магдалина Сааковна Берберян, которая дошла до Берлина. Потом они вернулись в Ереван и проработали десятки лет рентгенологами. Война, госпиталь, Победа, а потом рентгенкабинет – прекрасная, честно прожитая жизнь. Обе были специалистами высшей категории: Анна Амбарцумян – зав.рентген-отделением I клинической городской больницы, а Магдалина Берберян – в Институте усовершенствования врачей; была доцентом, кандидатом медицинских наук.
Бессмертный полк был тогда очень далек, еще не создан, но я зачисляю их в него вместе с мамой, которой 14 июня исполнилось бы 100 лет, – из простого чувства справедливости, а также огромной благодарности за Победу.
Анаит ХАРМАНДАРЯН
18 мая 2023 г.
Ереван