Логотип

ПОСТРОЕННЫЕ И ПОТЕРЯНННЫЕ КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ К ДОКЛАДУ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЗАЯВИЛ: «Ни один проект будущего не может быть реализован без достаточного запаса оптимизма. Есть ли в эти бурные времена в Армении необходимый запас оптимизма не только для того, чтобы говорить о будущем, проектировать это будущее, но и для того, чтобы строить и реализовывать это будущее? Мой ответ однозначен, несмотря на все сложности, в Армении есть необходимый оптимизм, чтобы говорить о будущем, планировать будущее и строить это будущее, и я в этом уверен».

Он отметил, что новости, публичные обсуждения и, тем более, международная обстановка не дают такой уверенности. «Но тем не менее, сегодня, прямо в этот момент, в Армении строится около 55 тысяч квартир. Это почти 6% когда-либо существующего жилищного фонда Армении, 12,2 процента жилого фонда многоквартирных домов», — сказал Пашинян, отметив, что в истории Третьей республики жилищное строительство никогда не имело таких объемов.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ФАКТИЧЕСКИ ПАШИНЯН ПРЕДЛАГАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОПТИМИСТИЧНО глядеть в будущее, основываясь только на факте бурного жилищного строительства. Дескать, смотрите, строится такое количество жилья, значит есть на это спрос. А значит, люди видят позитивные перспективы для страны, раз уж решили улучшить свои жилищные условия, строя долгосрочные, капитальные личные планы. Вообще-то, процесс масштабного строительства жилья, если и рассматривать как косвенный признак общественного оптимизма, то уж точно не в качестве основного. Но в данном случае вопрос не в этом. На самом деле интересно, для кого вот прямо сейчас строятся 55 тысяч квартир и чей именно оптимизм это возбуждает?

Прежде всего необходимо отметить, что почти половина населения Армении даже мечтать не может о приобретении жилья. И речь не только о том, что цены на рынке недвижимости растут колоссальными темпами. Просто 45,7% населения Армении живут у верхнего порога черты бедности. Тут — небольшое уточнение. Верхний порог бедности, по данным за 2021 год, был зафиксирован на уровне 57 744 драмов. Возможно, сейчас доходы граждан чуть-чуть увеличились, однако выросли и потребительские цены и, как ни крути, существенного сокращения количества бедного населения в стране произойти не могло. А это означает, что пашиняновская формула оптимизма, в которой определяющим параметром является масштаб жилищного строительства, абсолютно не применима как минимум для половины граждан страны.

Да, надо признать, что в течение прошлого года Армении ВВП Армении существенно вырос, что, безусловно, привело к росту доходов отдельных категорий граждан. Вот у этих категорий еще могут возникать оптимистические настроения, вот эти категории граждан еще могут покупать жилье и радоваться беспрецедентному размаху жилищного строительства. Но ясно, что категории эти крайне малочисленны. В целом же, для подавляющего большинства населения решение жилищной проблемы недоступно.

Согласно статистическим данным, в прошлом году иностранцами в Армении куплено 1950 единиц недвижимого имущества, 1207 из которых приобретено гражданами Российской Федерации. Только гражданами РФ было приобретено 672 квартиры в многоквартирных зданиях. Заметим, по сравнению с 2021 годом, в этом плане отмечен колоссальный рост. В позапрошлом году россияне в Армении приобрели 833 единицы недвижимости, из них квартир – 403. Приводятся эти цифры вовсе не случайно. На самом деле, очевидно, что интерес к недвижимости в Армении у иностранцев, особенно у россиян, сильно растет. Очевидно и то, что масштабы жилищного строительства в Армении в немалой степени ориентированы на спрос со стороны иностранцев. Это их оптимизм имеет в виду Пашинян, привязывая фактор уверенности в завтрашнем дне со строительством квартир?

55 тысяч квадратных метров созданного жилья, конечно, впечатляют. Но оптимизма относительно судьбы страны и народа как-то не сильно прибавляет. Потому как параллельно страна теряет десятки тысяч квадратных метров своей суверенной территории, и никакое жилищное строительство это не может компенсировать…