ОТМЕТИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ. Первый: власти Армении категорически отказываются принимать хоть какое-то участие в процессе, при этом будучи уверенными, что вести их будет свой человек, от которого не следует ждать неприятных сюрпризов. Второй: после завершения 44-дневной войны какие-то переговоры с Азербайджаном уже ведутся, однако никаких подробностей не сообщается. По сведениям СМИ, с арцахской стороны их вели сам Арутюнян, экс-секретарь Совбеза Виталий Баласанян и глава МВД Карен Саргсян, однако теперь Баласаняна фактически вывели из игры по причинам, о которых несложно догадаться.
Третий: процесс, который якобы предстоит, должен быть существенно выше по статусу и важнее по содержанию, ибо, как представляет Арутюнян, речь в том числе должна идти, ни много ни мало, об урегулировании конфликта и статусе Арцаха. Однако прежде всего должен быть определен не только механизм и формат, но и статус основных сторон. И учитывая диаметрально противоположные позиции – по крайней мере так, как они представляются публично, — переговоры могут завершиться, не начавшись.
Потому что Баку утверждает, что намерен говорить с вертикальной позиции с «гражданами Азербайджана армянского происхождения», а Арутюнян заявил, что «официальный диалог может проходить в рамках соответствующего международного формата». Поиск компромисса тут, согласитесь, слишком сложен.
Все сказанное, однако, будет к месту, если Арутюнян искренен в своих декларациях. Между тем верить верному соратнику выдающегося лгуна Пашиняна, вравшему народу своей республики на протяжении всех 44 дней войны, нет никаких оснований. И подобно своему подельнику по преступлениям против армянского народа, Арутюнян способен пафосно разглагольствовать о самых высоких материях, а сам исподтишка договариваться и подписывать документы совершенно иного, антиармянского характера. К тому же обладает недюжинными актерскими способностями в негативном смысле слова, что блестяще продемонстрировал в дни войны.
Вспоминать все его «художества» и кривляния в те страшные дни нет смысла, но одно бесспорно: никакого доверия этому человеку, послушно выполняющему все указания Пашиняна и Алиева, быть не может в принципе.
И ИМЕННО В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ о том, для чего изначально вывели из возможного состава делегации Арцаха (повторяю, все это гипотетически, ибо гипотетична пока что сама возможность такого «официального диалога») Виталия Баласаняна и Рубена Варданяна? Именно два этих деятеля были наиболее неприемлемыми для Азербайджана, потому что именно с ними у Алиева и Пашиняна могли возникнуть очень серьезные проблемы.
Генерал-майор Виталий Баласанян – самый, пожалуй, опытный на сегодня человек в Арцахе с точки зрения переговоров: достаточно сказать, что у него за плечами богатый опыт Первой карабахской войны, когда именно он – прославленный генерал Вито разговаривал с азербайджанцами на актуальные, связанные с военными действиями и гуманитарными вопросами, темы.
Уже не говоря о том, что Герой Арцаха Баласанян всегда был костью в горле Баку, как один из легендарных командиров первой войны. И вряд ли Алиева устроило бы наличие такого человека среди арцахских переговорщиков уже в официальном процессе. Как итог – Баласаняна сняли с должности секретаря Совета безопасности и возбудили против него уголовное дело по каким-то хозяйственным вопросам. Уместнее всего тут звучит тривиальное: а судьи кто — Араик Арутюнян, на котором уже клеймо негде ставить?
В контексте освобождения от должности госминистра Рубена Варданяна вопрос участия в переговорах – один из многих, но и, возможно, из самых важных. Конечно, Варданян – новичок в политике, но это человек весьма опытный в международных делах, обладающий бесценным опытом ведения бизнеса на мировом уровне, в чем зачастую требуется быть не меньше дипломатом, нежели в политике. Уже не говоря о блестящем образовании (одно перечисление стран и университетов, где он стажировался, заняло бы несколько строк), интеллекте, авторитете и международных связях.
Эта связка – Баласанян-Варданян – в случае действительного начала переговоров могла составить весьма крепкую и представительную основу арцахской делегации. Теоретически такая возможность не исключается и сейчас, вот только практически представляется невозможной: не для того старались убрать этих людей со своего пути Пашинян с Алиевым и Арутюнян в качестве их верного приспешника.
Есть ли в Арцахе равноценные фигуры? Ответ однозначно отрицательный. Араик Арутюнян, даже если оставить в стороне все его прегрешения, не обладает ни соответствующим уровнем интеллекта, знаний и дипломатических навыков, ни доверием общества, оставшиеся крохи которого были утеряны именно из-за последних событий. Новый министр иностранных дел Сергей Газарян – молодой, вполне возможно, способный, но лишь начинающий дипломат.
НЕ ОБЛАДАЕТ НИ МАЛЕЙШИМ ОПЫТОМ В ПОЛИТИКЕ, а уж тем более в дипломатии новый госминистр — 37-летний Гурген Нерсисян, вся профессиональная деятельность которого связана с правоохранительными и правозащитными системами. Да и неслучайно из сферы его курирования вывели МИД – Нерсисян будет заниматься исключительно хозяйственными вопросами, не имея никакого отношения к политике и дипломатии.
Слабые надежды могут быть связаны с экс-министром ИД, ныне советником Арутюняна Давидом Бабаяном, но и он никогда не участвовал в переговорном процессе, требующем в данном случае поистине незаурядной подготовки, умения и опыта. Да и подчеркнуто верноподданнический характер его поведения после назначения советником Арутюняна отнюдь не способствует повышению доверия к персоне Бабаяна.
Учитывая очевидные намерения президента Арцаха во всем следовать указаниям антиармянского тандема Пашинян-Алиев, вряд ли Степанакерту будет дозволено пригласить специалистов-переговорщиков высокого уровня хотя бы из Еревана, не говоря уже о Диаспоре. Если это и будет сделано, то однозначно речь будет идти о членах команды Пашиняна, но никак не дипломатах с опытом и авторитетом. Например, о Рубене Рубиняне, который на пару со своим турецким визави Кылычем является классической иллюстрацией знаменитой басни о волке и ягненке.
Можно не сомневаться, что в случае начала каких-либо переговоров в Арцахе сложится та же ситуация, что и в армяно-турецком «диалоге». И не только потому, что в Степанакерте не найдется кадров, соответствующих по своему уровню необходимой степени профессионализма, но еще и по той причине, что это не нужно ни Алиеву, ни Пашиняну, ни стоящим за ними «волкам». Так что в любом случае лучшим выходом будет не доводить дело до того, к чему форсировано ведут антиармянские силы, и что послушно исполняет степанакертский наместник николо-ильхамовского тандема.