Логотип

ЗАБЫТЫЕ ПРИОРИТЕТЫ, или КАК СЭЗ «МЕГРИ» СТАЛА СЭЗ «АРАКС-МЕГРИ»

ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, В ЧАСТНОСТИ, ПРИВЕЛИ К ЗАЯВЛЕНИЮ ПАШИНЯНА на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) в Москве, где он сказал: «Учитывая высокую динамику развития сотрудничества с Ираном, вступление в силу соглашения о свободной торговле и его последующая реализация являются приоритетными для нас в контексте реального расширения торгового сотрудничества с третьими странами».

Напомним, у ЕАЭС с Ираном уже действует временное соглашение о свободной торговле, которое вступило в силу в октябре 2019 года сроком на три года. Однако, поскольку в конце октября 2022 года его срок истекал, до этого стороны подписали протокол о его продлении еще на три года либо до вступления в силу базового соглашения о свободной торговле. Причем, переговоры о базовом (а не временном) торговом соглашении ЕАЭС с Ираном, как заявил на брифинге по итогам упомянутого заседания ВЕЭС председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (исполнительный орган ЕАЭС) Михаил Мясникович, вышли на финишную прямую.

В связи с этим несложно догадаться, почему вдруг «встрепенулся» Пашинян. Согласитесь, было бы весьма странно наблюдать его обычную безучастность, имея в виду, что Армения – единственная страна интеграционного союза, имеющая прямую сухопутную границу с Ираном, в то время, как ЕАЭС максимально активизирует отношения с этим огромным рынком.

Об упомянутой Пашиняном «приоритетности» сотрудничества с Ираном многое могла бы рассказать, к примеру, «долгоиграющая» история с созданием на границе с этой страной свободной экономической зоны (СЭЗ) «Мегри». Ее в присутствии тогдашнего премьера Армении Карена Карапетяна торжественно открыли еще в декабре 2017 года, анонсировав эту СЭЗ как ворота на иранский рынок для компаний из ЕАЭС и в обратную сторону. Однако потом случилась недоброй памяти «бархатная революция», и перспективный проект фактически приказал долго жить.

ДЕЛУ НЕ ПОМОГЛИ НИ ТО, ЧТО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЭЗ «МЕГРИ» было законодательно закреплено в Таможенном кодексе ЕАЭС (всего в союзе должны были действовать по системе dutyfree 7 таких зон), ни ее формальное посещение Пашиняном в июле 2018 года. И это при том, что в рамках первого этапа строительства СЭЗ к тому моменту уже были созданы самые необходимые инфраструктуры и минимальные условия для ее запуска и организации деятельности компаний, заинтересованных в работе в СЭЗ. Прошло еще три года: СЭЗ продолжала бездействовать, а Пашинян на встрече с новоизбранным президентом Ирана Эбрахимом Раиси продолжал вещать о СЭЗ «Мегри» как о важном средстве развития торгово-экономических связей между двумя странами.

В свою очередь, обычно изрекающий сколь лучезарные, столь и пустые обещания министр экономики Армении Ваан Керобян в ноябре 2021 года заявил, что группа крупных иранских компаний готовится к инвестициям в СЭЗ «Мегри», и правительство уже на ближайшем заседании собиралось обсудить это инвестиционное предложение.

Факт остается фактом: спустя 5 лет правительство Пашиняна палец о палец не ударило с тем, чтобы продвинуть стратегический для страны проект, бездарно упустив, как и в случае с другими важными программами, драгоценное время. СЭЗ «Мегри» до сих пор практически не функционирует, а вместо ожидаемых 50-70 действующих в ней компаний и инвестиций в размере более $100 млн там на сегодня зарегистрированы в лучшем случае одна-две компании с незначительным капиталом. Соответственно предполагаемое количество новых рабочих мест на уровне 1500 человек в реальности не подходит к этому показателю даже на пушечный выстрел…

По-видимому, утратив всякую надежду на то, что правительство Армении наконец соберется и предпримет действенные шаги по достройке и активизации СЭЗ на армянской стороне границы, Иран инициировал проект создания совместной СЭЗ «Аракс-Мегри», включающей свободную торгово-промышленную зону «Аракс» в провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана и город Мегри. Об этом на днях заявила руководитель отдела по координации работы с финансовыми организациями секретариата Высшего совета Ирана по свободным торгово-промышленным и особым экономическим зонам Зохре Бахребар. «На повестке дня секретариата – создание совместных свободных зон между Ираном и целевыми странами: мы уделяем особое внимание реализации этого вопроса и продолжаем формирование таких зон», — цитирует Бахребар иранское агентство Fars.

Может, хоть так дело наконец сдвинется с мертвой точки…