Логотип

ФИНАНСОВЫЕ ПРОРЕХИ ГОСБЮДЖЕТА-2024: ПОРА НАКЛАДЫВАТЬ ШВЫ

ПО ЕГО СЛОВАМ, АРМЕНИЯ ЗАКРОЕТ ЭТОТ ГОД С ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ НА УРОВНЕ 7,2%, на следующий год целевым показателем оставлены 7%, а его локомотивом по-прежнему будет оставаться сфера услуг. Примечательно, что Центральный банк в лице его председателя Мартина Галстяна прогнозирует рост экономики в 2024 году в размере 5,6%, что собственно и есть внутренний потенциал страны, то есть получается, что ЦБ РА полностью исключает на будущий год весь позитив внешних факторов…

 Еще одним удивительным обстоятельством является то, что глава Минфина, перечисляя связанные с экономическим ростом риски (девальвация драма, сокращение экспорта, различные внешние шоки), не видит в их числе стремительно растущее долговое бремя страны, хотя по большому счету вся наша экономическая активность основана на долгах.

 Между тем, дефицит госбюджета в 2024 году, по признанию Ваге Ованнисяна, может вырасти с запланированных по текущему сценарию 3,2% (в абсолютном выражении – более 341 млрд драмов) до весьма внушительных 4,6%. Понятно, что закрывать эту финансовую дыру придется за счет все новых заимствований. Тем не менее, он сообщил, что государственный долг (внешний плюс внутренний) в грядущем году не превысит 50% по отношению к ВВП, что позволит управлять его обслуживанием, расходы на которое вырастут более чем на 18% — до 322,2 млрд драмов (около $805 млн). А это, на минуточку, примерно 10,6% всех расходов госбюджета!

 Тут следует разоблачить один устоявшийся в общественном сознании и упорно внедряемый властями в это сознание миф. В проекте госбюджета указано, что долг правительства (без учета долга Центробанка, которым он управляет самостоятельно) в 2024 году вырастет в абсолютных цифрах с $10,9 млрд до $11 млрд 891 млн, то есть всего за год долговая нагрузка на страну увеличится еще на миллиард долларов США! Но нас привычно убаюкивают тем, что в процентном соотношении с ВВП Армении госдолг возрастет с 47% до 48,4%, и это, мол, некритичное, вполне управляемое значение.

 ОДНАКО, ВСЯ «ЗАКАВЫКА» В ТОМ, ЧТО НЕКРИТИЧНЫМ ВЕЛИЧИНА ЭТОГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОКАЗАТЕЛЯ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ для таких развитых стран, как, скажем, Италия или даже Греция, но никак не Армения. То есть, правительство Пашиняна механически переносит на нашу «бедную почву» международный стандарт для государств, национальное богатство которых не дает поводов для беспокойства и служит весомой гарантией выплаты долгов, составляющих половину и выше ВВП данных стран. А для стран, подобных Армении, соотношение госдолга к ВВП на уровне 50% (а вместе с долгом ЦБ РА общий долг страны составит в 2024 году 50,7% ВВП) уже является тревожной «красной линией».

 И еще одно. В структуре долга правительства на сегодня преобладают выпущенные им драмовые облигации, хотя средняя процентная нагрузка у них примерно втрое выше, чем у иностранных кредитов. Но именно за их счет предполагается в будущем году в наибольшей степени нарастить госдолг. Так, если зарубежных кредитов намечено привлечь на 257 млрд драмов, объем размещения валютных гособлигаций увеличится на 30 млрд драмов, а вот гособлигаций в национальной валюте – на целых 358 млрд драмов! То есть, мало того, что правительство самым безрассудным образом увеличивает долговое бремя страны, за которое будут расплачиваться будущие поколения, так еще и делает это за счет самых дорогих заимствований.