Логотип

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Беспрецедентное увеличение долларового потока в Армению, негативные последствия падения курса доллара для бизнесменов и немалой части населения, живущей на трансферты, ряд других тревожных явлений свидетельствуют о неготовности государства к принятию необходимых решений и, более того, неспособности разобраться в причинно-следственных связях сложившейся ситуации.
Причем на фоне происходящих негативных процессов СМИ охотно предоставляют телеэкраны и страницы газет дилетантам от экономики и якобы болеющим за народ и страну политическим деятелям, которые призывают к скупке дешевых долларов.
Хотелось бы обратить внимание на одну весьма важную публикацию "Делового экспресса" — перепечатку из Financial Times статьи профессора экономики Гарвардского университета, в прошлом главного экономиста Международного валютного фонда Кеннета Рогоффа — "Миф о центробанках и инфляции". Как утверждает автор этой статьи, период стабильности проходит или уже прошел. Мир вступает в полосу нестабильности, в том числе и макроэкономической. И центральные банки не в состоянии влиять на этот процесс. Возможность центральных банков определять макроэкономическую стабильность — это миф, утверждает авторитетный специалист К. Рогофф. По мнению автора публикации, этот миф возник в период стабильности и сегодня всего лишь по инерции продолжает воздействовать на общественное мнение.
В изменившихся условиях центральные банки лишились прежних возможностей, и в ближайшем будущем их влияние на макроэкономическую ситуацию вряд ли удастся восстановить. Абсолютно неправомерным представляется требовать от ЦБ регулирования цен на импортные товары и повышения спроса на отечественную продукцию. Если в отношении местных товаров у ЦБ хоть какие-то возможности есть, то во всем, что касается сферы импорта, усилия ЦБ окажутся безрезультатными.
ЦБ не может и не должен делать инвестиций в экономику. Это — прерогатива правительства. ЦБ может только кредитовать банки. Нужно создать банк проектного финансирования для поддержки высокорентабельных проектов и на этой основе развивать инновационную экономику.Очевидно, что накопление дешевеющей валюты в ЦБ, как рекомендуют некоторые дилетанты, нанесет вред национальной безопасности. Если в России многомиллиардные отчисления от экспорта энергоносителей приняли долларовую форму, то эти средства потом обязательно будут инвестироваться в экономику и социальную инфраструктуру, и это в известной мере оправдывает усилия российского государства по сдерживанию падения курса доллара. Манипуляции с долларом на валютном рынке Армении могли бы иметь смысл только в контексте серьезных инвестиционных программ по высокорентабельным наукоемким производствам.Критика правительства и ЦБ абсолютно оправданна в плане отсутствия реальных организационных структур, использующих долларовый поток в созидательных целях, для реализации "новой инновационной экономики". А это единственная адекватная современному этапу задача. Управление курсом доллара, равно как и другими макроэкономическими показателями, имеет смысл прежде всего в контексте этой стратегической задачи, но отнюдь не для смягчения остроты текущей ситуации.
В конце концов необходимо понять, что само по себе падение курса доллара или его рост не являются проявлениями ни негативной, ни позитивной тенденции. Априорный перенос явлений в зону негативных или позитивных изменений является принципиальной ошибкой. Подобный подход свидетельствует о нашем неумении анализировать и прогнозировать экономические явления, строить адекватные модели и действовать в конкретных условиях. Вместо того чтобы публично переживать за страну и народ и пытаться при этом сдерживать падение курса доллара, нужно использовать ситуацию для решения неотложных задач, первейшая из которых, как уже было сказано, — серьезные инвестиционные программы и создание современного высокорентабельного производства.
Принципы реализации таких задач достаточно универсальны для всего постсоветского пространства. При этом необходимо адекватно и четко сформулировать роль и конкретные действия государства, поставить во главе реализующих их структур профессионалов и порядочных людей, а не случайных лиц из числа родственников и односельчан представителей власти. Причем очень важно хотя бы на 5-7 лет оградить эти структуры от произвола коррумпированных чиновников.Необходимо найти адекватные для нашей республики формы интеграции науки, образования, финансовых структур, бизнеса, разумеется, с учетом уже наработанного в мировой практике опыта. А организационным лидером может стать наиболее институционально развитое звено.
Как сказал в своем интервью "ГА" президент Ассоциации российских банков Г. Тосунян, для банков России характерно опережающее развитие. То же самое можно сказать и о банковской системе Армении. В этом контексте большой интерес представляет финский опыт создания инновационной системы, в центре которой находятся Банк проектного финансирования и Центр высоких технологий. В создании этой структуры серьезную роль могла бы сыграть отечественная банковская система и структуры диаспоры. А ЦБ совместно с диаспорой мог бы взять на себя создание институтов страхования проектов. Для отбора проектов необходимо обеспечить два уровня экспертизы. Первый — не требующий привлечения внешних экспертов, когда решение принимает сам банк. И второй — требующий зарубежной экспертизы. Для управления процессами экспертизы в институте страхования можно создать информационную службу, формирующую банк данных.
С помощью зарубежных экспертов можно создать процесс секьюритизации кредитов, получивших одобрение экспертного совета. Под секьюритизацией кредита понимается выпуск на его базе ценных бумаг и их продажа, то есть кредитор практически сразу же может возвратить вложенные средства.
Чрезвычайно важно создать кластер-группу взаимосвязанных производств, которые, действуя в режиме самофинансирования, охватят в дальнейшем значительную часть экономики. В создании такого кластера неоценимую роль могла бы сыграть научно-техническая элита диаспоры, прежде всего России и США. Было бы целесообразно создать для наиболее перспективных производств общественный научно-технический совет с участием ответственного лица из руководства Республики Армения.
В плане создания будущего кластера представляется целесообразным использовать возможности Ванадзора, который вполне мог бы стать базой для реализации опыта шведского города Лингепина. Это прекрасный пример эффективного взаимодействия университета и производства. В случае реализации этой модели в состав университета должен войти центр подготовки предпринимателей, где должны решаться вопросы бизнес-плана, инноваций, маркетинга, бухгалтерского учета, создания инкубаторов, оказываться помощь при создании венчурных предприятий.
Если в системе производства возникает идея, она должна быть направлена в центр подготовки предпринимателей, где оказывается помощь в разработке бизнес-плана и обеспечено обучение инновационному менеджменту. Бизнес-план должен быть защищен в университете и в случае успеха перейти в бизнес-инкубатор, где будет оказана помощь в создании венчурного предприятия. Уже на этапе становления предприятия ему оказывается поддержка по интеграции в кластер. В случае реализации этой модели в Ванадзоре ответственным координатором регионального проекта мог бы стать губернатор Лорийского марза. Это предложение может быть использовано не только для решения финансовых проблем, но и как первый серьезный шаг к созданию инновационной экономики.
Но вернемся к ситуации на финансовом рынке Армении. А что, собственно говоря, мешает депутатам НС, склонным к публичному сочувствию бедствующему народу и осуждающим политику ЦБ, принять закон о ЦБ и ввести в Армении фиксированный курс валюты? Подобные прецеденты известны. Так, например, в Китае 1 доллар стоит 8 юаней. Или ввести (опять же законодательно) возможность колебания стоимости доллара в определенных пределах. Однако в этом случае председатель ЦБ должен предупредить депутатов НС о возможных последствиях, а депутаты НС должны взять на себя персональную ответственность за последствия подобных решений. То есть, если наши политические деятели действительно считают, что курс доллара является одним из важнейших факторов, определяющих ситуацию в экономике Армении, у них есть реальный шанс повлиять на развитие ситуации, принять соответствующие решения. Только в этом случае их публичные сочувствия народу и государству получат моральное обоснование.
Что же касается дезинформации общества в плане причин падения курса доллара, то такого рода деятельность не может иметь ни обоснований, ни оправданий.