Логотип

ОБЪЯТИЯ МОРФЕЯ: ТАЙНЫ, ЗАГАДКИ, ГИПОТЕЗЫ

В беседе с корр.»ГА» член Армянской ассоциации Международной организации по изучению мозга, профессор Гоар Микаеловна БАГДАСАРЯН отметила, что с ростом использования устройств и приложений для записи сна ученые получают более полное представление об этом, и некоторые из этих записей могут быть весьма странными, пугающими и откровенно паранормальными.

«НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СОН, НАЗЫВАЕТСЯ СОМНОЛОГИЕЙ, А СНОВИДЕНИЯ — ОНЕЙРОЛОГИЕЙ, новый раздел научной медицины, изучающий физиологическую природу, биохимические и эволюционные механизмы сна, влияние сновидений на работу мозга и организма. Эта отрасль науки объединяет специалистов в области неврологии, психологии и психиатрии, микробиологии мозга. — объясняет Г. Багдасарян.- Cновидения — это субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных), возникающих в сознании у спящего человека. Они происходят в основном в фазе быстрого сна, когда активность мозга высока и напоминает бодрствование. Поскольку фаза быстрого сна обнаруживается у многих видов животных и у всех млекопитающих, явная связь сновидений с фазой быстрого сна привела к предположениям, что животные видят сны. Однако, не все так просто».

Во время сна мозг находится в выключенном состоянии. По крайней мере, та его часть, которая отвечает за осознанное восприятие действительности. Но спит ли он или работает – однозначного ответа нет. Приборы фиксируют ослабление электромагнитных процессов, но несмотря на это, мозг явно занят чем-то важным. Чем – тайна.

«С эволюционной точки зрения, передышка нужна организму для аккумулирования энергии и пережидания темного времени суток, более опасного для жизни, чем день,- продолжает Гоар Микаеловна.- Согласно висцеральной теории И. Пегирева, во сне мозг «сканирует» внутренние органы и занимается их ремонтом. Американский психиатр Алан Хобсон считает, что сновидения – побочный результат электрической деятельности мозга. По его мнению, сны не имеют смысла, потому что яркие картинки формируются хаотично, из случайных импульсов. Большинство онейрологов склоняется к тому, что сон нужен все же для отдыха мозга. В это время происходит анализ чувств, эмоций, опыта, полученного за день , сглаживание негативных переживаний , очищение клеток мозга от токсических веществ»

Исследования доказывают, что сновидения необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Если его их лишить, то он станет раздражительным и вспыльчивым, а мозг включает сновидения во время бодрствования в виде галлюцинаций. Экспериментально доказано, что если не позволить человеку поспать, то следующей ночью он будет видеть на 60% больше сновидений, чем при нормальном режиме. Кстати, сновидения видят все люди, просто не все их запоминают. Если человек просыпается не в быстрой фазе, то сновидения ему запомнятся труднее, чем если бы он проснулся в этой фазе.

Как объяснила Багдасарян, спит только наше физическое тело, а наше подсознание продолжает работать и посылает нам некий сигнал, знак или подсказку.

«ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ АБСОЛЮТНО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ. Если приснился какой-то сон, после которого возникает неприятное ощущение, я рекомендую прислушаться к себе и попробовать расшифровать, что это значит лично для вас, — отметила специалист. — Считаю, что для трактовки образов из сновидений не надо обращаться к сонникам, поскольку каждый человек индивидуален и воспринимать все увиденное во сне напрямую не стоит. Возможно, это были какие-то знаки или подсказки, а может быть, и предупреждения. Так считала и великая Наталья Петровна Бехтерева, выдающийся нейрофизиолог, академик РАН, которая всю свою жизнь посвятила исследованию мозга. Она побывала в зазеркалье науки и на весь мир заявила, что верит в вещие сны, альтернативную реальность и жизнь после смерти. Научное сообщество не одобряло такую точку зрения, обвиняло ее в лженауке, увлечение мистикой и паранормальными явлениями, однако ее личный опыт доказывал — что-то точно существует. Именно Наталья Бехтерева явилась основоположником науки о мозге, разобралась в механизмах работы памяти, человеческого поведения и сознания. И при этом она не побоялась утверждать, что верит в Бога. Об этом она говорила и мне».

Как видим, вопросов гораздо больше, чем ответов и сновидения остаются до сих пор загадкой для ученых. А тем, кто «нашел» ответы, Гоар Микаеловна советует следующее: «Лучше не мудрить и сказать прямо: так как cновидения никаким из современных научных способов объяснению не подлежит, придется предположить, что будущее дано нам заранее, что оно уже существует. С более определенными формулировками мне бы хотелось подождать, потому что успехи технологического направления науки о мозге так велики, что, может быть, откроется еще что-то такое, что позволит пролить свет на эту загадочную проблему».