НО ВОТ НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА 26 ОКТЯБРЯ УТВЕРЖДАЕТСЯ программа предоставления государственной поддержки коммерческим компаниям, занимающимся производством так называемых экономически сложных товаров (ЭСТ), которая уже на национальном уровне вроде бы преследует те же цели, что и проект наднационального финансирования в ЕАЭС, а именно: основание и расширение уже действующих в Армении производств ЭСТ и привлечение с этой целью иностранных инвестиций, технологическое развитие страны, создание новых товарных цепочек и коопераций, увеличение экспорта и повышение конкурентоспособности армянской продукции на мировом рынке.
Сразу заметим, что с целью придать импульс развитию промышленности в недрах Минэкономики был разработан ряд программ (субсидирование проектов модернизации, привлечения иностранных «спецов»), но к чему они к настоящему моменту привели ясно сказано чуть выше. Более того, как признают в самом правительстве, на некоторые программы (к примеру, льготы по налогу на прибыль) в силу их малосильности и заумности реагируют всего 4 хозсубъекта. И вот новая программа, которую на сей раз в Минэкономики разработали при содействии Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина РФ…
В индексе экономической сложности (ECI – Economic complexity index) Армения, по положению на 2021 год, занимает 91 место с индексом «-0,52». В 2011 году наша страна с индексом «+0,32» занимала 48 место, а пика достигла в 2012 году с индексом «+0,46». Очевидный регресс привел правительство к неутешительному выводу о том, что, как сказано в обосновании рассматриваемого решения, «экономика Армении по сравнению с предыдущим 10-летием стала менее сложной, ухудшив в рейтинге свою позицию на 43 горизонтали». В правительстве объяснили столь существенное падение «отсутствием диверсификации экспорта», когда растет доля вывозимых из страны товаров наименьшей сложности – фруктов, овощей, табачной продукции, медного концентрата.
Тут ненадолго прервемся и на примере металлургической отрасли более наглядно представим, о чем вообще идет речь. Вплоть до 2000 года Армения производила и практически полностью экспортировала наименее сложные медный и молибденовый концентраты. Однако затем благодаря усилиям тогдашнего правительства богатый на содержание меди концентрат с Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) начал поступать на медеплавильный завод в Алаверди, где из него выплавлялась рафинированная и черновая медь с прицелом на дальнейшее развитие цепочки добавленной стоимости (электротехническая продукция, кабельная промышленность, аккумуляторы для электромобилей и т.д.). Что же касается молибденового концентрата, то на ереванском «Заводе чистого железа», в столичной компании «Эй-Эм-Пи» (AMP – Armenian molybdenum production) и на самом ЗММК успешно доводили обработку концентрата до более сложных и дорогих оксида молибдена и ферромолибдена.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРЕЖНИЕ ВЛАСТИ ДОБИЛИСЬ БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО ПЕРЕДЕЛА СЫРЬЯ, встав на путь производства ЭСТ. Увы, нынешнее правительство, помимо пустых разговоров об основании нового медеплавильного комплекса, за прошедшие 5,5 года ничего в этом направлении не сделало. Более того, медеплавильный завод в Алаверды при правительстве Пашиняна приказал долго жить, и страна вернулась к производству и экспорту простого концентрата. Вот почему в числе прочего правительство Пашиняна сегодня вынуждено констатировать резкое ухудшение дел в сфере производства ЭСТ.
Так, согласно печальной констатации самого правительства, приведенной в обоснование своего решения о поддержке ЭСТ, в 2021 году объем экспорта товаров, имеющих высокую экономическую сложность, то есть выше 0,5, составил $231 млн, причем из них 43% имели не армянское происхождение. Удельный вес в структуре экспорта имеющих индекс экономической сложности в диапазоне 0,2-1,0 товаров составил 8%, а выше 1,0 – всего около 1%. При этом, согласно Всемирному банку, объем инвестиций в промышленные сферы, за исключением горнорудной и пищевой промышленности, незначителен.
Пока трудно сказать, насколько привлекательной для бизнеса окажется предлагаемая правительством Пашиняна программа господдержки, имея в виду ничтожные результаты предыдущих разработок Минэкономики. Во всяком случае, программа составлена хитро, поскольку финансовое содействие соответствующим компаниям на основе выплаченных в размере 30% налога на прибыль, подоходного налога и процентов по привлеченным кредитам будет открыто только после вложения инвестиций (не менее 1 млрд драмов, причем после вступления решения в силу, то есть вложенные ранее инвестиции в расчет не берутся), реализации товаров и фактической уплаты налогов в госбюджет. То есть, правительство на протяжении ряда лет будет возвращать промышленным компаниям небольшую часть их капитальных затрат из их же, как предполагается, выросших налогов.
Так, хозсубъект в лучшем случае получит финансовую поддержку от государства в размере максимум 700 млн драмов в течение 7 лет. Кроме того, максимальный размер господдержки не может превышать 35% реальной стоимости созданных (построенных, приобретенных, реконструированных, отремонтированных, модернизированных) компанией в результате капвложений активов. Желающих на такие условия вряд ли будет много, да и само правительство на это не рассчитывает, установив целевую планку всего в 5 заявителей в год, которым в 2025 году может быть выплачена общая сумма в размере около 1 млрд драмов.
Министерству экономики дано поручение в течение 30 дней после вступления решения в силу утвердить приказом министра перечень экономически сложных товаров (ЭСТ) на 2024 год и ежегодно составлять такие списки на следующий год до 30 сентября предшествующего года.