НАЧАЛО ОКТЯБРЯ ОЗНАМЕНОВАЛОСЬ КАК МИНИМУМ ДВУМЯ ЯВЛЕНИЯМИ, на которые, вне всяких сомнений, отечественные потребительские рынки отреагируют мощной волной тотального подорожания. Существенно подорожал бензин и драм рухнул. Что касается бензина, то только в январе-сентябре он подорожал на 18%, но только в сентябре резко вырос на 5,8%. С учетом мультипликативного эффекта, разумеется, стоит ожидать серьезного роста цен практически на всех потребительских рынках. Что же касается падения курса драма, то да, ЦБ РА наконец решил вмешаться в процесс. В частности, Центробанк в среду выступил с сообщением о том, что намерен провести интервенции на валютном рынке, дабы обеспечить его нормальное функционирование. С этим решением ЦБ явно опоздал. Но дело даже не в этом.
На самом деле корни проблемы с падением курса драма столь серьезны, что валютными интервенциями ЦБ вряд ли удастся стабилизировать ситуацию. Их (корней) огромное множество. Например, стоит обратить внимание на то, как резко замедлился приток частных трансфертов. Так, за январь-август этого года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, чистый приток трансфертов сократился на 13%. Более того, мощный спад объема чистого притока трансфертов зафиксирован из России, при том, что именно на Россию приходится 70% всего притока частных трансфертов. Так или иначе этот фактор не может не оказать серьезного влияния на отечественный валютный рынок. И это негативное воздействие, очевидно, будет усугубляться с учетом откровенной беспрецедентной напряженности в политических отношениях между Москвой и Ереваном. Ясно, что в сложившейся ситуации приток трансфертов из РФ будет постоянно и существенно сокращаться, создавая проблемы на армянском валютном рынке. И эту проблему валютными интервенциями ЦБ вряд ли можно решить.
Не решить подобным способом и проблемы с сокращением внешнеторгового оборота. Он уже начал сокращаться. Но то ли еще будет. Заметим, сегодня больше трети всего внешнеторгового оборота Армении обеспечивается Россией. Точнее, доля РФ в структуре внешней и взаимной торговле РА в этом году достигла 35%, что больше прошлогоднего показателя на 2%. Более того, за этот год в силу известных причин резко выросла доля РФ в структуре армянского экспорта. Если год назад треть армянского экспорта направлялась в РФ, то сегодня уже 52% всего отечественного экспорта приходится на Россию. Разумеется, не будем забывать о том, что такой резкий рост связан с реэкспортными операциями. Тем не менее, это обеспечивает существенный приток валюты на армянский рынок. И вот, на этом фоне начинается беспрецедентное политическое противостояние между Москвой и Ереваном, негативные экономические последствия которого, пожалуй, неизбежны.
Многие эксперты полагают, что падение драма будет краткосрочным. ЦБ считает, что валютными интервенциями сможет сдержать этот процесс. Скажем прямо, выглядят такие оценки уж слишком оптимистичными на фоне старта жесткого политического противостояния между Ереваном и его основным торгово-экономическим партнером – Москвой. Судя по всему, социально-экономическая жизнь страны вступила в зону турбулентности с непредсказуемыми последствиями. И вряд ли усилиями одного ЦБ РА можно остановить надвигающийся кризис.