АРМЕНИЯ ТАКЖЕ ПОДПИШЕТ СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМНОМ ПРИЗНАНИИ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ при проведении государственных и муниципальных закупок. Такое решение было принято 7 декабря в ходе заседания правительства РА, после чего вопрос ратификации данного соглашения будет представлен на рассмотрение парламента Армении.
Подписывая это соглашение, наша страна обязуется признавать гарантии банков стран-членов ЕАЭС. Это значит, что в местных тендерах могут участвовать не только армянские компании, но и компании других стран Союза. Армянский же бизнес, получая гарантии от местных банков, сможет подавать заявки на участие в тендерах, проводимых в странах-членах ЕАЭС.
История вопроса
Лидером по объему заказов среди стран ЕАЭС, естественно, выступает Россия, на долю которой приходится львиная часть всех тендеров в государствах Союза. К примеру, в 2021 году при общем объеме закупок на пространстве ЕАЭС в 152 млрд долларов на РФ пришлось порядка 126,6 млрд долларов.
И ДЕЛО ТУТ НЕ В МАСШТАБАХ ОГРОМНОЙ СТРАНЫ, А В ОСОБЕННОСТЯХ ее национального законодательства. Так, российским законодательством установлено ограничение на прием банковских гарантий, выдаваемых банками других государств «пятерки». Иначе говоря, в России при закупках признаются только гарантии, выданные отечественными банками, входящими в специальный перечень Минфина. Для того, чтобы попасть в этот перечень, финансовой организации нужно удовлетворить ряд требований, среди которых наличие определенного кредитного рейтинга от российских рейтинговых агентств. Понятно, что предприятиям из стран ЕАЭС, желающим участвовать в госзакупках в РФ, крайне затруднительно (в отличие от местных участников) получить поручительство в российском банке.
Правда, есть и второй вариант: для участия в тендере претендующая компания в качестве материального обеспечения вместо предоставления банковской гарантии может внести деньги на счет заказчика. Но, учитывая то, что у поставщиков не всегда бывает на руках свободная сумма, которую можно отдать под залог, в большинстве случаев они вынуждены прибегать ко второму виду обеспечения в виде поручительства от финансово-кредитной организации. И тут, как говорится, круг замкнулся.
В Евразийской экономической комиссии еще года четыре назад заявили, что до 1 июля 2020 года будет подготовлен проект соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении госзакупок и поручили эту работу блоку по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК. Как отметили в то время в наднациональном органе, «документ позволит обеспечить равные условия для бизнеса государств ЕАЭС при реализации национального режима в сфере государственных закупок».
Но время шло, а бюрократическая машина как-то не особо двигалась с места, если учесть, что предприниматели постоянно жаловались на искусственные барьеры из-за невозможности получить гарантии в банках своих стран и на отсутствие взаимного признания электронной цифровой подписи.
Появился интерес
Заметно активизировалась работа по устранению барьеров на рынках стран ЕАЭС в 2022 году. Главная причина — рост интереса РФ к союзным рынкам в условиях санкций. К слову, в прошлом году резко возросли не только объемы взаимной торговли стран ЕАЭС, но и объемы рынка госзакупок Союза.
«ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА РЫНОК ГОСЗАКУПОК СОСТАВИЛ БОЛЕЕ 190 МЛРД ДОЛЛАРОВ, что на 20% выше 2021 года. Практически 100 % участников евразийских закупок — это собственные поставщики и поставщики из других государств-членов ЕАЭС», — рассказал недавно министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Бахыт Султанов
При этом он напомнил, что Договором о ЕАЭС предусмотрен основной принцип — предоставление национального режима в закупках. «Это означает, что страна должна предоставлять товарам, работам и услугам, а также поставщикам из других государств Союза режим и условия, не менее благоприятные, чем для своих товаров и поставщиков», — пояснил Б.Султанов.
Иными словами, формально в ЕАЭС декларируется отсутствие ограничений для взаимного доступа на рынки госзакупок. Но на практике его тормозят различия в требованиях национальных законодательств стран-участниц. То есть страны ЕАЭС не признают гарантии, выданные банками друг друга, тем самым блокируя общий рынок госзакупок.
«Теперь ограничение будет устранено. Страны смогут использовать в качестве обеспечения своей заявки в госзакупках в государствах Союза банковскую гарантию, выданную их банками-резидентами, соответствующими установленным критериям, и эта гарантия заказчиком должна быть принята», — объяснил министр ЕЭК.
Среди требований к банкам, чьи гарантии будут признаваться в других государствах ЕАЭС при госзакупках, — отсутствие у них подтвержденных в судебном порядке необоснованно неисполненных или исполненных не в полном объеме обязательств перед заказчиком по банковской гарантии за последний год. Кроме того, объем собственных средств банка должен составлять в эквиваленте не менее 60 млн долларов. При несоответствии банка требованиям соглашения он может быть исключен из перечня, но обязан будет исполнить обязательства по ранее выданным гарантиям.
Еще одним важным направлением Б.Султанов назвал цифровизацию закупочного процесса. По его словам, Комиссия активно прорабатывает со странами ЕАЭС вопрос признания электронной цифровой подписи для целей госзакупок. Также подготовлен и одобрен пул поправок в Договор о ЕАЭС, расширяющих возможности цифровизации в сфере госзакупок. Среди них — закрепление норм об обязательном проведении закупок и заключении по их итогам договоров в электронном формате, сокращение сроков проведения закупок и др.