ДВА ПОКАЗА И ОБА ПРИ ПЕРЕПОЛНЕННОМ ЗАЛЕ. 20 минут экранного времени, в которые режиссер уместил историю длиною в жизнь. Фильм получился достаточно глубоким и волнующим: из всех сценариев, что были под рукой, молодой режиссер выбрал тот, что был близок ему самому и оказался способен всколыхнуть души зрителей. «Мне хотелось поговорить о человеке, оказавшемся перед выбором и своевременно принявшем правильное решение. И рассказать историю, которая бы могла затронуть сердца тех, кто сидит по ту сторону экрана», — рассказывает Арен Ватьян.
Действие фильма происходит в стареньком доме на окраине некоего села. Его хозяин — в прошлом гончар, а сегодня — покинутый детьми и родными одинокий старик. Никто его не навещает, да и глина давно закончилась, а кувшины, изготовленные им в соответствии с традициями предков и сохранившие присущую армянской керамике простоту, увы, никому больше не нужны. Искусственно созданная никчемность «глиняного человека» побуждает его свести счеты с жизнью, как вдруг перед ним появляется мальчишка, приехавший из города погостить у родных. Интерес подростка к глиняным кувшинам и искусству керамики, его желание записаться в подмастерья поначалу кажутся старику пустой болтовней. «Глиняный человек» уже связался с ангелами смерти, которые вот-вот должны прибыть за ним, но неожиданно он осознает, что жизнь еще не кончена: ведь появился тот, которому нужны его знания и опыт.
Жизнь без веры и надежды – ничто, и не стоит отчаиваться, даже когда кажется, что все уже в прошлом и свет в конце тоннеля больше не забрезжит. Посмотри внимательно — и ты обязательно увидишь луч надежды, поверь в себя — и жизнь вновь обретет краски и смысл — именно это хотел сказать и сказал Арен Ватьян картиной «Глиняный человек», сделав зрителя сопричастным своей истории, понятной и близкой каждому, вне зависимости от возраста, места жительства, национальной принадлежности. Подобных «глиняных людей» можно найти в любом уголке земного шара.
В фильме также затронута проблема традиции и преемственности поколений. Дети старика давно оставили село, несмотря на окружающую его природную красоту, став, как и многие наши современники, «служителями» урбанистической среды, забыв о корнях, национальных истоках и традициях, в числе которых важное место занимает и святая для армян забота о родителях. Вместе с тем автор не хочет сжигать мосты, надеясь на возвращение нового поколения к корням. Не случайно последователем «глиняного человека» становится мальчик, родившийся и выросший в городе, но завороженный красотой сельской природы, потянувшийся к истокам и услышавший зов предков.
СВОИМ УСПЕХОМ ФИЛЬМ, БЕЗУСЛОВНО, ОБЯЗАН И АКТЕРСКОМУ СОСТАВУ во главе с Кареном Джангировым. «После работы с ним в фильме «Рассвет над озером Ван» я и думать не мог о другой кандидатуре на роль «глиняного человека», — признается Арен Ватьян. – Вообще актерский состав мне был ясен изначально, так что даже не пришлось проводить кастинг. Мальчика сыграл один из постоянных участников киноальманаха «Гжук» Ваагн Григорян, имеющий опыт работы перед камерой, что заметно облегчило процесс съемок. Да и Карен быстро организовал своего юного партнера по съемочной площадке, помог ему войти в образ. Должен отметить и Назени Ованнисян, выступившую в фильме в эпизодической роли».
В числе удач фильма — профессиональная работа звукорежиссера Овака Алавердяна (США), а также композитора Флавио Медейроса (США), специально написавшего музыку к дебютному фильму Ватьяна-младшего. Съемки «Глиняного человека» прошли в основном в Дзорахпюре, где режиссер обнаружил райский уголок природы, ставший прекрасным фоном для разворачивающихся в картине событий, и частично в селе Птгни. Фильм снят на базе Национального киноцентра Армении и рассчитан на фестивальную жизнь. В ближайшее время он будет представлен на соискание премии «Айак», затем на участие в международном кинофестивале «Золотой абрикос», после чего Арен Ватьян намерен запустить своего «первенца» в зарубежный фестивальный прокат.