10 ОКТЯБРЯ «АРАРАТ» И «ДИНАМО» ВСТРЕТИЛИСЬ В ФИНАЛЕ КУБКА СССР во второй раз. В 1954 году эти команды также сыграли в финале, и тогда украинцы оказались сильнее – 2:1. Правда, тогда ереванский клуб назывался «Спартак», став «Араратом» в 1963 году.
Первый острый в момент в матче возник на 10-й минуте, когда защитники «Арарата» затеяли рискованную распасовку мяча возле своей штрафной площади. Ею воспользовался нападающий «Динамо» Олег Блохин, вышедший один на один с Алешей Абрамяном, но ереванский вратарь бросился вперед и ликвидировал опасность у своих ворот. Киевляне в первом тайме владели территориальным преимуществом, периодически доставляя неприятности обороне «Арарата».
После перерыва характер игры в целом не изменился. Киевляне наращивали натиск на ворота соперника, ереванцы же действовали в обороне строже, чем в первом тайме. Однако на 61-й минуте они допустили ошибку: в результате несогласованных действий защитников «Арарата» мяч перехватил динамовец Виктор Колотов и отдал его находившемуся в штрафной площади Леониду Буряку. Того сзади сбил защитник «Арарата» Норайр Месропян, и главный арбитр Павел Казаков назначил пенальти, реализованный Колотовым.
Забитый мяч отрицательно сказался на игре «Динамо»: киевляне снизили темп игры. А за несколько минут до конца встречи главный тренер киевлян Александр Севидов неожиданно для многих заменил Буряка и Блохина на молодых защитников Валерия Зуева и Виктора Кондратова. Версия, что наставник хотел дать новым игрокам завоевать звания мастера спорта СССР (тогда эти звания вручали только непосредственным участникам финальных матчей), неверна по крайней мере наполовину: Зуев уже появлялся на поле в полуфинальных поединках против московского «Динамо».
«Арарат» из последних сил рванул вперед и на 89-й минуте сравнял счет. Вратарь динамовцев Валерий Самохин бросился в ноги Николаю Казаряну, ликвидировав опасность, но набежавший Левон Иштоян сквозь гущу игроков отправил мяч в ворота – 1:1.
Главный тренер «Арарата» Никита Симонян вспоминал, как направляясь в раздевалку после завершения основного времени, он услышал резкий разговор между Блохиным и начальником команды Михаилом Михайловичем Команом. Форвард выразил недовольство своей заменой и резонно спросил, кто будет играть в нападении?
Никита Павлович в раздевалке сказал игрокам буквально следующее: «В предстоящие тридцать минут вы должны решить судьбу матча в свою пользу. Сделать это завтра будет намного сложнее. Киевляне допустили ошибку и ослабили свои силы. Вы обязательно должны победить сегодня, сейчас!»
НА 103-Й МИНУТЕ ИШТОЯН, НАХОДЯСЬ В ОКРУЖЕНИИ СОПЕРНИКОВ, нанес хлесткий удар по воротам. Задев кого-то из защитников киевлян, мяч влетел в угол ворот. Счет 2:1 сохранился до финального свистка, а затем на переполненных трибунах и в раздевалке победителей началось форменное безумие. Но все это было лишь прелюдией перед возвращением «Арарата» домой.
Кстати, сразу после кубкового финала ереванская команда отправилась в Донецк, чтобы сыграть матч чемпионата СССР против местного «Шахтера». Тот матч закончился нулевой ничьей, и по регламенту сезона-1973 команды пробили послематчевые пенальти (4:3 в пользу «Арарата», который получил 1 очко).
Ну, а затем триумфаторы вернулись в Ереван. «Звартноц» был забит под завязку людьми, которые проникли даже на летное поле. Казалось, весь город пришел приветствовать свою команду. 30 километров от аэропорта до тренировочной базы «Арарата» в Дзорахпюре растянулись на долгие пять часов.
Ликование по случаю завоевания Кубка, прогремев над аэропортом, разлилось по всему Еревану, который в ту ночь не спал. До утра не стихали автомобильные клаксоны, хотя это было категорически запрещено. Чуть не перед каждым домом, включая проспект Ленина, были накрыты столы: из заветных погребов доставали вина и угощали прохожих, разделяя с ними всеобщую радость. Народ ликовал.
Огромный вклад в эту всеобщую эйфорию, конечно, внес «золотой левша» Левон Иштоян. В Армении его боготворили, а в родном Ленинакане собирались поставить памятник. Существует байка, что после победы «Арарата» в Кубке СССР ленинаканские болельщики собрались у ворот городского комитета с требованием поставить на главной площади города памятник своему кумиру. В просьбе было отказано. На следующее утро на спине памятника Ленину краской был выведен номер 8, под которым играл Иштоян.
В ходу тогда был анекдот. Великий Пеле приезжает в Ленинакан, а его на улице никто и не узнает. Бразилец в сердцах восклицает: «Я же лучший футболист мира!» На что острословы гюмрийцы отвечают: «Ой, Левончик, прости, не узнали, как же ты загорел…» Культового Иштояна блестяще ввел в «состав» культовой кинокомедии «Мимино» его земляк и великий армянский актер Фрунзик Мкртчян, фраза которого стала крылатой на долгие десятилетия.
10 октября 2016 года в Ереване, неподалеку от стадиона «Раздан» состоялась торжественная церемония открытия скульптурной группы, посвященной футбольной команде «Арарат-73». Честь открытия памятника была предоставлена ветеранам клуба.
Многих из творцов той легендарной победы уже нет в живых – ушли из жизни Аркадий Андреасян, Оганес Заназанян, Алеша Абрамян, Санасар Геворгян, Александр Коваленко. Их товарищи по команде находятся уже в почтенном возрасте. Но мы по-прежнему помним футбольный подвиг тех, кто полвека назад доставил огромную радость не только родине, но и армянам всего мира.