Логотип

РЕЗОЛЮЦИЯ ЛУИЗИАНЫ: В ЗАЩИТУ ПРАВ И ПРАВА

ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АРЦАХА АМЕРИКАНСКИМИ ШТАТАМИ становится делом если не обыденным, но уже вполне ожидаемым: ровно за один год это сделали 4 штата. Если приплюсовать сюда Новый Южный Уэльс и созданные за тот же период группы дружбы с парламентом НКР в Сейме Литвы и Национальном собрании Франции, можно без лишнего ажиотажа констатировать, что процесс признания Арцаха международным сообществом сдвинулся с мертвой точки и набирает темпы. Однако в случае с Луизианой крайне важно обратить особое внимание на сам текст резолюции, который можно считать практически образцовым с точки зрения историко-правового обоснования легитимности образования Нагорно-Карабахской Республики. Лаконичная резолюция, принятая 30 мая сенатом штата Луизиана — блестящее и оптимальное по сочетанию формы и содержания резюме, которым следует руководствоваться не только тем, кто имеет дело с конфликтом, но и всем принимающим решения лидерам мировой политики, действительно озабоченным безопасностью и будущим нашего региона.

Эксперты уже выделили некоторые формулировки документа, выдающие высокий профессионализм его авторов. Так, Ара Папян обратил внимание на первый параграф резолюции: «Нагорный Карабах, известный также как Арцах, исторически является армянской территорией, населенной в подавляющем большинстве армянами, которая была незаконно отделена от Армении Советским Союзом в 1921 году и передана под управление новообразованного Советского Азербайджана». Весьма важно, по мнению специалиста, что использовано не расхожее выражение «включена в состав», а именно «передана под управление новообразованного Советского Азербайджана», поскольку речь идет не о независимых государствах, а о республиках в составе СССР. Вместе с тем можно смело утверждать, что практически каждый параграф и каждое слово документа несут в себе глубокую смысловую нагрузку, будучи продуманными, выверенными и отточенными как в правовом, так и в политическом контексте.

ПРИВЕДЕМ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ РЕЗОЛЮЦИИ. Парламентарии Луизианы не просто называют начавшееся 20 февраля 1988 года Движение «национально-освободительным», но и считают, что оно «вдохновило людей по всему Советскому Союзу на борьбу против тирании и за свои права и свободы, способствуя продвижению демократии для миллионов людей и установлению мира во всем мире». К сожалению, в свое время руководство Армении не захотело пойти именно по пути оформления Движения в качестве «национально-освободительного», хотя эксперты и указывали на преимущества такого подхода в международно-правовом смысле. Сегодня Луизиана напоминает нам о высоком предназначении борьбы народа Арцаха «против тирании и за свои права», как нельзя более актуальной с учетом нынешней ситуации в Азербайджане. Это подчеркивается и в следующем параграфе: «сенат поощряет и поддерживает продолжительные усилия Нагорно-Карабахской Республики, направленные на развитие в качестве свободного и независимого государства с тем, чтобы гарантировать те права своих граждан, которые присущи свободному и независимому обществу».

Указывая, что «сенат Соединенных Штатов неоднократно выражал поддержку законным устремлениям народа Нагорного Карабаха к свободе», законодатели штата фактически прямым текстом напоминают сегодняшним правителям Америки о том нравственном и ценностном заряде, который был заложен в основу принятых в США в конце 80-х — начале 90-х многочисленных актов поддержки народа Арцаха. Увы, с распадом СССР позиция Вашингтона резко отошла от декларированных принципов американской демократии, продвижение которых эта страна считает своей исторической миссией.

Далее резолюция буквально несколькими предложениями обрисовывает пройденный Арцахом путь к легитимизации независимой государственности: «2 сентября 1991 года, согласно действующему в то время законодательству, законодательный орган Нагорного Карабаха объявил о создании Нагорно-Карабахской Республики», «10 декабря 1991 года народ Нагорно-Карабахской Республики проголосовал за независимость», «6 января 1992 года законодательный орган республики, избранный демократическим путем, официально объявил о независимости».

ПРИНИМАЯ ВСЕ ЭТО ВО ВНИМАНИЕ, СЕНАТ ЛУИЗИАНЫ «призывает президента и Конгресс США поддержать право на самоопределение и демократическую независимость Нагорного Карабаха и его конструктивное вовлечение в усилия мирового сообщества, направленные на справедливое и долгосрочное решение вопросов безопасности в этом стратегически важном регионе». Тем самым не только обращая внимание на необходимость вовлечения Арцаха в региональные процессы, но и справедливо акцентируя «долгосрочное и справедливое решение вопросов» как единственно верный способ обеспечить безопасность региона в целом — еще один аспект, который не нашел надлежащего места в позиции армянской стороны.

Безусловно, резолюция, принятая сенатом Луизианы, имеет важное политическое значение, которое внесет свою лепту в международное признание Республики Арцах. Однако столь же несомненно, что безупречность избранных формулировок с историко-правовой и моральной точки зрения делают этот документ не просто образцовым, но и весьма поучительным для международных посредников, в том числе и в первую очередь для США. Достаточно сравнить аргументы законодателей Луизианы с позорными Мадридскими принципами, чтобы представить себе ту степень деградации подходов Армении и мирового сообщества, которая имела место за прошедшие 25 лет.