Логотип

ОСТРОДЕФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ… СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА ПОДГОТОВИЛО ГОСБЮДЖЕТ НА БУДУЩИЙ ГОД, ориентируясь преимущественно на благоприятные внешние факторы, которыми в полной мере пользовалось последние два года. При этом недостаточное внимание было обращено на то, что в мировой экономике продолжают оставаться грозные риски, связанные со структурными дисбалансами, экономической и финансовой фрагментацией и прочими турбулентными явлениями глобального порядка. В частности, среди наших экономических партнеров велик риск оказаться по итогам этого года в рецессии, причем не технической, а самой настоящей, когда падение экономического роста, как это происходит уже сегодня в странах Евросоюза, сопровождается резким сокращением рабочих мест и прочими вполне осязаемыми негативными последствиями для людей.

В этих условиях социальная поддержка населения в виде повышения МРОТ (минимальный размер оплаты труда), пенсий/пособий и даже их индексация при всей безусловности этого шага в смутное время бюджетом будущего года не предусмотрены. При этом Пашиняну достает цинизма рассуждать о том, что в Армении якобы «стало больше возможностей для граждан жить лучше», и роль правительства состоит в том, чтобы создавать возможности для работы и соответственно преодоления бедности.

И что это за возможности? За 5 с половиной лет правительством, по словам самого Пашиняна, создано либо выведено из тени более 170 тысяч рабочих мест (рост на 30% относительно 2018 года). Однако львиная доля тех самых рабочих мест не имеет ничего общего с преодолением бедности, которая в 2022 году по сравнению с предыдущим годом сократилась с 26,5% до 24,8%, то есть всего на 1,7%, а крайняя (она же – продовольственная) бедность, которую впору характеризовать как нищету, — с 1,5% до 1,2%.

Правительство Пашиняна давно забыло свое обещание создавать «достойные», высокодоходные рабочие места и, погнавшись за красивыми цифрами, делает упор на низкоквалифицированный изматывающий труд с грошовой зарплатой, на который не идут даже иностранные гастарбайтеры. Вот почему в нашей стране не изжито понятие «работающих бедняков».

Готовность к подобным рискам правительства Армении выражается в «беспрецедентном резервном фонде в 94 млрд драмов», как заявил министр финансов Ваге Ованнисян. Между тем в случае реализации хоть одного неблагоприятного сценария этих $235 млн может не хватить для противодействия.

ОБЫЧНО В ПОДОБНЫХ УСЛОВИЯХ РАЗУМНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАРАЕТСЯ, в частности, насколько возможно минимизировать дефицит бюджета, который не должен превышать 1-2%. У нас же, как сообщил тот же министр финансов, этот показатель, напротив, может вырасти с заложенных по текущему сценарию в проект госбюджета и без того немалых 3,2% до 4,6%! Причем, покрывать этот колоссальный дефицит правительство намерено за счет высоких темпов роста внутреннего долга (эмиссия гособлигаций), обслуживание которого обходится в 2-3 раза дороже, нежели внешних займов и кредитов.

Таким образом, в условиях высокой степени неопределенностей, да к тому же при наличии в Армении свыше 100 тысяч вынужденных переселенцев из Арцаха, правительство представляет проект госбюджета с умопомрачительным дефицитом, который в разы превышает тот же резервный фонд.

Пашинян, пуская слюни, рассуждает о том, что по сравнению с 2018 годом госбюджет-2024 увеличен более чем вдвое, однако предпочитает аккуратно обходить становящуюся все более взрывоопасной тему долгов, которые при его правлении росли примерно теми же темпами, что и госбюджет. По сути, вся построенная нынешней властью экономика базируется на взятых долгах, и для этого никакого особого ума и умелых навыков управления не нужно. А когда указывают на «приемлемое», менее 50%, соотношение госдолга к ВВП, якобы доказывая тем самым отсутствие опасностей при обслуживании долгов, то просьба не путать и не сравнивать нашу страну с государствами, накопившими огромное национальное богатство, и где указанное соотношение считается терпимым даже в случае 100 и 150%.

И наконец, что касается военного бюджета, весьма и весьма актуального в условиях ситуации «ни мира, ни войны», то масштабным его увеличение никак не назовешь. Более того, в проекте госбюджета-2024 финансирование военно-промышленного комплекса сокращено примерно на миллиард драмов. Как известно, укрепление обороноспособности страны, согласно бредовым идеям Пашиняна, состоит не столько в повышении мощи вооруженных сил, сколько в продвижении мирной повестки. Правда, с таким подходом мы уже потеряли «все, что можно», а что нельзя – скоро потеряем…