Логотип

ПОДВЕДУТ К МОНАСТЫРЮ ИЛИ «ПОД МОНАСТЫРЬ»

КОНЕЧНО, ПРЕДСТАВЛЯВШЕМУ ПРОЕКТ МИНИСТРУ ЭКОНОМИКИ ВААНУ КЕРОБЯНУ гораздо комфортнее сегодня рассуждать о туризме на фоне провалов его ведомства и в целом правительства в промышленной, аграрной и агропромышленной политике – иными словами, в реальной экономике. «Туризм в Армении развивается достаточно хорошими темпами», — скромно заявил Керобян, опустив немаловажное обстоятельство о причинах этих темпов. Между тем ему достаточно хорошо должно быть известно, что роль правительства в этом достижении минимальна, если не считать его заслугой то, что до сего дня у исполнительной власти руки не доходили до этой сферы, и она своими безрассудными решениями по большому счету не вмешивалась в происходящее.

Результатом этого невмешательства стало то, что за 10 месяцев этого года Армения, согласно данным Комитета по туризму при Минэкономики РА, впервые приняла более 2 млн «туристов» (если точнее, 2 млн 50 тысяч), а до конца года тот же министр экономики ожидает примерно 2,4 млн. Туристов мы закавычили вполне осознанно, поскольку статистика не делает разницы между туристами в традиционном понимании и теми, кто прибывает в страну с нетрудовыми целями, – например, чтобы повидаться с родными. Более того, среди так называемых «туристов» наверняка много тех, кого мы называем релокантами и просто беженцами.

По тем же официальным данным, за январь-октябрь текущего года более половины (51%) от общего числа туристов прибыли из России, после которой с большим отрывом следуют приезжие из Грузии (10%) и Ирана (6%). То есть, хотя бы по этим цифрам можно догадаться о причинах приезда в Армению если не всех, то внушительного количества россиян, международное поле комфортного проживания которых по известным причинам на сегодня сильно сужено, и туризм при переезде в другую страну вовсе не является главной целью.

Как бы то ни было, при таких показателях, достигнутых на основе благоприятных для развития туризма в Армению внешних обстоятельств, правительство решило вмешаться (а заодно и «примазаться») в эту сферу своими квазирегулировками, которые с большой вероятностью не только приостановят ее развитие, но и «подведут под монастырь». Наверное, неслучайно у министра Керобяна вырвались слова о том, что у правительства нет намерения сделать экономику туристической, то есть поставить ее в сильную зависимость от туризма. Вот и занимались бы тогда плачевным состоянием в реальной экономике, оставив в покое то, что успешно развивается и без них! Кстати, присутствовавшие на указанном обсуждении гэдэшники усиленно делали вид, что туризм в Армении развивается без соответствующего закона, так как он был принят до них и, между прочим, своими нынешними достижениями, помимо внешних факторов, обязан именно ему.

ЗАМЕТИМ, ЧТО ДЛЯ НЕБОЛЬШОЙ СТРАНЫ ТИПА АРМЕНИИ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ также имеет объективные ограничения, поскольку практика Барселоны, Венеции и других мировых туристических центров показывает, что после определенного количества визитеров доставляемые ими неудобства для местных жителей и города/страны в целом начинают перевешивать доходы от их посещений. Иными словами, Армению вместе с ее достопримечательностями большие массы прибывающих могут просто «затоптать», причем в буквальном смысле этого слова. И тогда расходы на восстановление «затоптанной», приведенной в негодность инфраструктуры заметно превысят озвученные министром экономики траты туристов – в среднем $1200 на каждого (из этой суммы в бюджет Армении попадает порядка 110 долларов с человека, то есть, по расчетам и надеждам Керобяна, в целом по итогам этого года государственная казна по этой линии пополнится примерно на $250 млн).

Среди декларированных участниками обсуждения целей нового пакета законодательства о туризме – контроль над туроператорами и иными вовлеченными в эту сферу хозсубъектами, развитие соответствующих инфраструктур, что, надо сказать, делается и без нового закона. Неслучайно же Пашинян асфальтирует проселочные дороги и выделяет субвенции областным общинам. А вот излишняя зарегулированность и тотальных контроль над вовлеченными в сферу туризма акторами вполне может замедлить либо даже остановить ее развитие.

Кстати, несмотря на «фундаментальный» характер нового законодательного пакета даже депутат парламента от правящего «ГД» Нарек Каграманян рассмотрел в нем всего лишь «технический характер», против чего активно возражал Ваан Керобян. А другой депутат-гэдэшник Давид Арушанян даже усмотрел в новых регулировках туризма связь с… национальной безопасностью Армении, имея в виду активный пиар туристических достопримечательностей в приграничных районах страны. Как будто это, если что, остановит недружественных соседей. Хотя после тезиса Пашиняна о том, что безопасность – это не только и не столько наличие способных противостоять агрессии вооруженных сил, все, что угодно, включая безобидный туризм, можно рассматривать как… укрепление национальной безопасности.