Логотип

ГЕРОИ АННЫ МАРКОСЯН

Сеньора ДоминантаСЕГОДНЯ КУКЛЫ АННЫ МАРКОСЯН ШИРОКО ИЗВЕСТНЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ, они радуют глаз и вызывают улыбку тех, кому удается побывать на выставках Анны или хотя бы познакомиться с ее необычным творчеством в интернете. Не мудрено, ведь каждый персонаж, будь то учительница музыки Аделаида Модестовна, две Соседки, Сеньора Доминанта, Избушка на курьих ножках, Гали (микс Галы и Дали) или Бабушки-проказницы – способен тронуть сердце любого зрителя, заставить забыть о проблемах, каждодневной суете и зарядиться энергией позитива и добра, получив огромное удовольствие от соприкосновения с большим искусством.

О своей биографии Анна Маркосян говорит кратко: родилась и выросла в Ванадзоре, училась в Ереване – в Государственной консерватории им. Комитаса. Последние годы проживала в Мексике и США с семьей – супругом, известным виолончелистом Сергеем Косемяном и сыном. В США Анна преподает фортепиано, выступает в различных музыкальных проектах и концертах. А в свободное от работы время уединяется в своей домашней мастерской, где «колдует» над куклами. Неслучайно огромная армия фолловеров называет Анну Маркосян волшебницей, способной превратить глину, бумагу, ткани и проволоки в гротескную фигурку-персонаж, которую узнают все. Секрет успеха Анны – в собирательности создаваемых ею образов, в характерности их внешних черт, позволяющих почувствовать их нутро и уловить типажность натуры.

БабушкиВ нашей беседе Анна Маркосян, известная широкому кругу поклонников своего творчества под псевдонимом Аннушка Марк, призналась: «В юности я мечтала стать актрисой. Мне нравилось само понятие воплощения образов и их задействование в театрализованных сценках. Этот микс образа в действии я и воплощаю в своих кукольных персонажах».

НАШЕ БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С АННОЙ МАРКОСЯН, КУКОЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОТОРОЙ известно в Армении лишь немногим, состоялось в режиме онлайн из Лос-Анджелеса в Ереван.

— С чего началось ваше увлечение кукольным творчеством?

— Я с раннего детства любила все, что связано с искусством, творчеством— играть, петь, танцевать, рисовать, лепить, что-то мастерить. На каждом этапе в моей жизни присутствовало какое-то увлечение. Например, в годы учёбы в консерватории я увлеклась карикатурой, создавала смешные шаржи на профессоров, знакомых, соседей, людей с выразительными чертами лица или просто вымышленные персонажи, воплощала через них смешные, ситуативные истории из реальной жизни. Позже, когда я постепенно стала открывать для себя мир кукольного искусства и миниатюры, эти юмористические зарисовки стали обретать объем в виде куклы.

— Какой была ваша первая кукольная работа? В какой технике она была изготовлена?

 Led Zeppelin— В самом начале были нитки и крючок. Взяв их в руки, я стала вязать, и в итоге получилась женская фигурка с длинными волосами. Интерес стал возрастать, и я связала много других кукол — героев армянских сказок, смешных персонажей, животных и т.д. Именно куклы этого периода и стали экспонатами моей первой выставки, организованной в Ереване, в Центре искусств «Нарекаци».

— Как вы пришли к той технике изготовления кукол, в которой работаете сейчас?

— Испробовав различные техники — от вязаных, текстильных до грунтованных кукол, я остановила свой основной выбор на классическом папье-маше и самозатвердевающей глине. Это мой самый любимый материал, он не токсичен, да и работать с ним мне очень нравится.

— Откуда вы берете своих персонажей?

— Все, что угодно может стать поводом для новой идеи — картина, книга, событие, воспоминания и образы из детства, даже цвет, свет, кусок проволоки или ткани. А еще я люблю просто наблюдать за людьми, угадывать их мысли, настроения, желания и переносить все это в кукольные персонажи. Новые идеи приходят довольно часто, я их записываю или зарисовываю, чтобы не забыть. Дальше, какая из них раньше созреет, к воплощению той я и приступаю. Иногда бывает, что со временем что-то перестает быть актуальным, а случается, что внезапно возникает мысль, которую невозможно спрятать в дальний ящик, и я безотлагательно берусь за работу, даже если это 10—15 минут в день, иначе мысль не оставит меня в покое.

Донна Пандемия— Ваши работы нельзя назвать просто куклами. Они, скорее, схожи с театральными персонажами какого-то сценария. Насколько постановочный элемент важен в вашем творчестве?

— Творчество, музыка, кукольный мир для меня — это оазис, где я могу освободиться от повседневной суеты. Признаюсь, при всей моей любви к куклам я не очень люблю слово «кукла», хоть и понимаю, что дело не в слове, а в отношении к нему, а оно чаще ассоциируется с чем-то легкомысленным и пустым. На мой взгляд, художественные куклы — не просто красивые фигуры, созданные для украшения интерьера: это актеры, в которых, независимо от реалистичных, асимметричных, красивых или преувеличенных-гротескных черт лица и пропорций тела, самое важное — харизма, энергия, притягательность, эмоции, пластика и движения. Все, как у людей. Иногда я чувствую себя больше кукольным режиссёром, чем мастером, и как режиссеру, мне важно, чтобы моя постановка-композиция дарила зрителю душевное тепло, настроение и улыбку.

— Вы сказали, что период ковида был особенно плодотворным для вас. Расскажите о работах, созданных в это время.

— В период ковида мир перевернулся в одно мгновение, поменялись звуки, запахи, цвета и ритмы повседневной жизни, а люди стали затворниками. Я усвоила для себя правило: в любой непонятной, сложной ситуации спасает трудотерапия и юмор. Этот период «несвободы» дал мне массу свободного времени, возможность полностью окунуться в творчество. Самая большая работа этого периода — «Донна Пандемия». Эта пышная дама, уставшая от суеты, идеалов и диет, рухнула на диван, с которого не собирается вставать в ближайшем будущем. Ей выдалась возможность спокойно, не спеша, поразмыслить, подумать о себе и о жизни в целом. Отмечу и работу, которую я сделала специально для своего сына: она называется «Армения». На подставке изображен ночной Ереван под ясным, мирным, звёздным небом. В то же время это земной шар, где разместились мама с сыном как олицетворение любви, нежности и добра, материнства, силы и продолжения жизни.

Аделаида Модестовна— Ваши куклы похожи на живых людей. Не возникает ли у вас желание разговаривать с ними?

— С момента рождения куклы между нами происходит диалог. Каждая из кукол по-своему спорит, капризничает, требует ту или иную деталь, прическу, платье, интерьер, позу и цвет глаз. Но в итоге мы приходим к согласию.

— Какие работы вы назвали бы самыми любимыми, если таковые у вас есть?

— Мне дороги все работы, поскольку они связаны с чем-то знакомым, родным и близким моему сердцу. Но, пожалуй, выделю одну из них. Это заведующая кафедрой фортепианного отделения, профессор кукольной консерватории Аделаида Модестовна — собирательный образ всех моих педагогов. Во время рабочего процесса у меня на столе лежал её примерный эскиз со списком возможных имен. Это были яркие, звучные имена, такие как Роза Смбатовна, Элеонора Амазасповна, Офелия Вагаршаковна и даже Медея Трдатовна. Но едва у нее прорисовался один глаз и она сурово взглянула на меня, я поняла, что зовут её Аделаида Модестовна и никак иначе. До сих пор она стоит у меня на полке и не даёт бездельничать, требует к себе внимания и уважительного отношения.

— Насколько ваша основная профессия музыканта связана с кукольным творчеством? Помогает ли одна другой, дополняет или диссонирует?

Гали— Музыка оказывает воздействие на человека посредством вибрации, звуков, гармонии и ритма. Она оживляет работы, наполняя их движением, жизнью и звучанием. Художественная кукла, как и любой другой арт-объект и вид искусства, также пробуждает в человеке чувства, эмоции, грусть, умиление, смех и сострадание. Куклы, как и музыка, — способ выражения, и они, на мой взгляд, гармонично дополняют друг друга.

— Как родилась композиция «Гали»?

— Идея «Гали» родилась несколько лет назад, жила в блокноте в виде эскиза, дожидаясь своей очереди. В этой работе я по-своему синтезировала некоторые детали самого художника. На первом плане Дали, вооружившись кистью, рвется покорять сюрреалистический мир. На спине оседлавшая его Гала, которая словно налаживает связи, управляет им и его делами. Называется работа «Гали», в честь жены и музы гения.

— Как часто вы устраиваете выставки своих работ?

— После выставочного дебюта в Ереване я устраивала экспозиции в Мексике и США, иногда в рамках выставок-концертов с различными артистами и музыкантами. Мое большое желание — организовать выставку в Армении. Надеюсь осуществить это в ближайшем будущем, а также создать серию работ на армянскую тематику, где будут задействованы не только фольклорные и сказочные, но и современные житейские темы.