КАК-ТО Я УЖЕ ПРЕДЛАГАЛ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК «ВЕЛИКОМУ НЕМОМУ» — да нет, не тому, что в цилиндре и с тросточкой, а тому, что одинаково хорош и в кастрюле, и на сковородке – отечественным сигу или ишхану, в темные и голодные времена безмолвно и безропотно обеспечивавшим какой-никакой прожиточный минимум, почитай, для половины Гегаркуника – самой крупной области республики, а в самое тяжелое время начала 1990-х годов, когда даже в столице и продовольствие перевелось, и деньги на него, поспешившим на выручку метрополии.
Помнится, как без устали снующие тогда по севанской трассе, все круто пропахшие рыбой трудяги-ПАЗы и ЛАЗы буквально спасали отчаявшихся людей от голода, обеспечивая организму необходимое количество калорий. И эта рыба, будь то севанская либо выращенная в искусственных прудах, и по сей день вносит свой немалый вклад в укрепление продовольственной безопасности страны и, в частности, разрядку социальной напряженности в обществе. Местная рыба, как и картошка, в силу своей относительной дешевизны продолжает оставаться для населения самым доступным продуктом питания.
То, что рыбная ловля должна быть запрещена на время нереста, — непреложный факт, хотя при более тонкой и целенаправленной работе силовиков столкновений с севанскими рыбаками можно было бы и избежать. Вообще взаимоотношения тамошнего населения с властями – тема отдельного исследования. Жители Норадуза и Цовагюха, среди которых много выходцев из западно-армянского местечка Арпис, известны в Севанском бассейне своей прямотой и крутым нравом. Они не раз при активных действиях женской части населения разбивали в пух и прах и обращали в бегство представительные автокавалькады чиновников, прибывающих сюда с проверкой.
Но сейчас речь даже не о рыбаках, а о рыбоводах, которых правительство Пашиняна своим очередным узколобым решением поставило на грань банкротства. Многие знают, как называется психическое отклонение, когда в одной голове гармонично уживаются две противоположные мысли. Так, Пашинян буквально на днях собрал целый Совет безопасности, чтобы обсудить плачевное положение с продовольственной безопасностью в стране, и практически одновременно поставил в тупик рыбоводов, которые ту самую продбезопасность в значительной степени и обеспечивают. В ситуации «ни мира, ни войны» и при продолжающейся полублокаде, которая в любой момент при эскалации может стать полноценной удавкой для страны, рыбоводство, как и в первые годы независимости, может снова стать палочкой-выручалочкой для населения.
ПРАВИТЕЛЬСТВО, КАК ВСЕГДА, ПРИНЯЛО СКОРОПАЛИТЕЛЬНОЕ, УЗКОЛОБОЕ РЕШЕНИЕ, с привычной готовностью поведясь на абсолютно безграмотное и опасное утверждение своего недалекого шефа о том, что в случае чего рыбу мы завезем извне, так что, мол, переживать по поводу очередной погубленной отрасли не стоит. По-видимому, опыт полной блокады Арцаха и последующих событий легкомысленного и крайне безответственного главу кабмина так ничему и не научил.
Протестующие рыбоводы гораздо лучше понимают суть проблемы, в которую правительство при вынесении очередного запретительного решения предпочло особо не погружаться. Так, они говорят: если правительство озабочено проблемой воды, то лучше бы занялось сотнями незаконных и бесхозных артезианских скважин, через которые вода утекает в Турцию. А еще можно было бы подумать, как наконец сократить потери воды, которые превышают 70%.
Но нет! Все это для правительства Пашиняна слишком сложно. Гораздо проще одним непродуманным и бесцеремонным решением обрушить важную, причем экспортоориентированную, отрасль экономики, оставив без хлеба тысячи людей. Так что уже дней через 10 рыбоводам грозят крупные штрафы, а отрасли в целом – банкротство. Такие вот «рибки»…