Логотип

ГОЛОС СПЕКТАКЛЯ «СОДЕРЖАНИЕ» — ГОЛОС НАШЕЙ СУДЬБЫ

 ГОЛОС СПЕКТАКЛЯ 'СОДЕРЖАНИЕ' - ГОЛОС НАШЕЙ СУДЬБЫХОТЯ «СОДЕРЖАНИЕ» СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ГОД, СПЕКТАКЛЬ В СВОЕМ НЫНЕШНЕМ образе имел всего 5 показов. Несмотря на всю энергию его создателей и усилия ЕрГИТиК-а и Гюмрийского Драматического театра им. Аджемяна, приложенные к тому, чтобы он состоялся, у спектакля не было сцены. Но фортуна порой улыбается и тем, кто этого заслуживает. Невероятно, но очевидно — администрация Арагацотнской области и города Аштарак захотела иметь свой театр, и создать его был приглашен Гор Маркарян с командой молодых и талантливых ребят. Опять же невероятно, но очевидно — власти марза и города в кратчайшие сроки вложились в то, чтобы прекрасное здание, зал и сцена Аштаракского ДК превратились в настоящее театральное пространство. Сюда и заселилось «Содержание», став первой ласточкой большого и разнопланового репертуара, как обещает худрук нового театра.

У спектакля довольно длинная предыстория — он начинался как театрализованная читка «Неистовых толп», которую заказал к юбилею Чаренца его Дом-музей.

«Чаренц — мой самый любимый поэт, поэтому я с радостью согласился на предложение Дома-музея, но это была такая мини-версия, — рассказывает Гор Маркарян. — Потом я продолжил эту работу со студентами своего курса. А потом был фестиваль в Москве, в ГИТИС-е, и спектакль из аудитории сразу попал на большую, хорошо оснащенную сцену — практически за несколько часов мы переставили его заново. И когда я увидел его настоящее сценическое воплощение, да еще реакцию профессиональной московской публики, естественно, ни слова по-армянски не понимающей… Спектакль просто диктовал, требовал для себя новой жизни. У меня возник план-грандиозус, для реализации которого моего курса не хватило бы, и мы решили подключить студентов гюмрийского филиала. И конечно, здесь сыграло свою роль послевкусье от лаборатории Чеховского фестиваля, в которой я незадолго до этого участвовал. Возникло желание поработать в жанре саунд-драмы, поскольку у меня уже был пусть маленький, но опыт».

 ГОЛОС СПЕКТАКЛЯ 'СОДЕРЖАНИЕ' - ГОЛОС НАШЕЙ СУДЬБЫПОЧЕМУ-ТО ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЗДЕСЬ СЫГРАЛ СВОЮ РОЛЬ И ПРИВЕЗЕННЫЙ в прошлом году в Ереван спектакль Бориса Эйфмана «Роден». Там из переплетений роскошных тел танцовщиков на сцене складывались образы знаменитых произведений великого французского скульптора. Здесь, в «Содержании», из очень разной, а не только неистовой пластики «толп» (больше 30 человек на сцене), организованных умелой рукой Марики Довлатбекян, складывается большой образ армянской судьбы.

«Неистовые толпы», да и вообще Чаренц для Гора Маркаряна и всех создателей спектакля много, много больше, чем «поэт революции». Они любуются и заставляют любоваться зрителя зрелищем борьбы и неразрушенной жизни. Жизни, напрягающей все силы — прекрасной! В многофигурных пластических композициях, в которые эмоционально включаются молодые актеры, видится соединение опасности и покоя, смятения и печали, тревоги и надежды, порой неразберихи ума, сердца и совести. Актеры слово видят знаки небывалой судьбы, которые открываются самым униженным и гонимым — чтобы от имени жизни противостоять натиску сил разрушения, сил смерти.

«Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?.. Чтобы вырвать век из плена, чтобы новый мир начать, узловатых дней колена нужно флейтою связать…» — написал современник Чаренца Осип Мандельштам, еще один поэт трагически схожей судьбы. Несмотря на замечательный пластический ряд изысканного вкуса, «Содержание» — это, в главных, стремление вырвать век из плена, связав колена его узловатых дней флейтою…

Великая музыка чаренцевского стиха, удивляющая неожиданностью смены ритмов, то свергающаяся в бездну, то стремящаяся к небесам, сложно аранжированная поработавшей с ребятами актрисой-мастером Татев Казарян, здесь звучит в унисон с музыкой, написанной специально для спектакля гениальным мальчиком из Гюмри Нареком Космос.

«В первой версии спектакля музыка звучала «в подборе». Мне хотелось, чтобы всю музыку заново написал Нарек, а сроки поджимали жутко, я понимал, что это физически невозможно. Но Нарек пришел и сказал — я все сделаю. Я напомнил, что у него всего 30 дней и что, если он не успеет, я его просто порву. «Я сделаю» — повторил он. Одержимость Нарека тоже стала для меня мотивацией. Причем у него не было возможности запереться дома и писать в одиночестве. В итоге музыка рождалась в процессе спектакля», — рассказывает Гор Маркарян.

 ГОЛОС СПЕКТАКЛЯ 'СОДЕРЖАНИЕ' - ГОЛОС НАШЕЙ СУДЬБЫЭТА МУЗЫКА НЕ ПРОСТО ТАЛАНТЛИВАЯ С КОЛОССАЛЬНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ. Нарек словно задался целью устроить открытый урок для чайников и наглядно показать, насколько современна не по наполнению даже, а по звучанию строфа Чаренца, насколько она — универсум. Она ложится на роковую балладу и на хрестоматийную ораторию, ее можно читать как рэп и петь как городской романс. И образ самого спектакля, в котором мятущиеся на сцене люди со старыми фибровыми чемоданами свободно соседствуют с певцами и музыкантами с электрогитарами и драм-машинами, становится невероятно современным как в визуальном, так и аудио-плане.

«И хаос веков просыпается тайно во мне. Вслепую разгоном волны океанской грохочет. Безликий, как время, кипит на холодном огне. Сумбурный, как бред, он гудит и умолкнуть не хочет…» — слово Чаренца в зрителе «Содержания» именно гудит и умолкнуть не хочет. Ну, а на чеканном ритме финала — там, где «Чего только не свершат неистовые толпы!» — публика, до этого утирающая украдкой слезы, встает в едином неистовом порыве прежде, чем начнется поклон…

Наверное, только так и должен реагировать зритель на спектакли «о главном». А спектакль «Содержание» — не просто один из лучших театральных проектов года. Это большое авторское высказывание — о самом главном.