педагоги сталкиваются с огромным числом сложных проблем и ждут от Минобра здравых решений
В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ПОШЛИ ДЕТИ В 5 ЛЕТ 7 МЕСЯЦЕВ. У одних это вызывает радость, у других — ужас. А что думают по этому поводу масисцы, непосредственно столкнувшиеся с результатами "реформы"? С этим вопросом мы обратились к заведующей детским садом N4 Джульетте АВАКЯН.
— Как вы относитесь к самой идее столь раннего обучения?
— Крайне отрицательно. Дети в этом возрасте физиологически не подготовлены к школе. Если к тому же учесть, что большинство наших детей часто болеют, то подобные физические нагрузки им противопоказаны. Науке известно, что внимание детей может быть сконцентрировано не более 25 минут. Длительное пребывание за партой неизбежно приведет к развитию сколиоза и еще массе заболеваний. Ведь не секрет, что у современных выпускников школ самое частое заболевание — искривление позвоночника. У детей не установившийся двигательный аппарат, не развиты суставы. К сожалению, наши дети еще до рождения недополучают 40% кальция. Это связано с социальными условиями.
— Вопрос введения нулевого класса долго обсуждался. . .
— С 2002 года проходили совещания, семинары, и специалисты, работники детских садов неизменно выступали против этого нововведения. Если дети идут в школу с шести лет, то и тут все должно быть индивидуально, для этого требуется заключение медико-психологической комиссии. Ну какая была необходимость вводить обучение с 5 лет 7 месяцев?. . Сейчас же мы встали перед фактом, что и дети 5 лет оказались в школе. Однако школа не может создать всех необходимых условий для 5-леток. Им нужны горячее питание, комната отдыха.
Еще один момент: уроки закончились, но дети самостоятельно домой пойти не могут, а в школе оставаться негде, вот родители и просят нас их принять. Но с детьми нужно заниматься, их нужно накормить, уложить спать. Кто этим будет заниматься, если родители на работе? Все эти вопросы остались нерешенными, а детей в школы уже набрали.
— Какие методические проблемы могут возникнуть?
— Во-первых, методика работы с детьми в детском саду совершенно другая, ведь и психологические особенности детей до 6 лет совершенно другие. Иные и цели воспитателей, в первую очередь — развитие ребенка с использованием игровых методов. К примеру, детей необходимо выводить на прогулки, знакомить с окружающей средой, существует целая система, комплекс занятий по ряду предметов.
Во-вторых, воспитателей готовят вузы 4 года. И нужно специально ориентировать их для работы с малышами, подготовить учебники, наглядные пособия, рассчитанные на этих деток, — яркие, удобные.
В-третьих, в последние годы связь школа — детский сад нарушена. Еще лет 10 назад учителя начальной школы приходили к нам, знакомились с детьми. Ведь год на год не приходится, и учителя должны знать, кто к ним придет. Но сегодня школа оторвана от реальной действительности.
ОТЗВЕНЕЛИ ПЕРВЫЕ ЗВОНКИ. АРМИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СЕЛА ЗА ПАРТЫ. А у преподавателей масса вопросов, в частности, почему с каждым годом уровень знаний по армянскому, русскому языкам все ниже и ниже.
В этом году в вузы поступали в основном дети, родившиеся в 1988-89 гг. , в школу пошли в 1995-96 гг. То есть все пресловутые педагогические эксперименты пришлись на их 10-летнее обучение. И результаты 10-летнего эксперимента в образовании прояснились в этом году. Уровень знаний выпускников школ по ряду предметов требует срочного решения возникших вопросов. Особенно болезненно сказалось сокращение финансирования школ. Так, если количество детей в классах не достигает 35 человек, классы не делятся. Преподаватели языков говорят о невозможности работать продуктивно в таких классах, где за урок они не могут оказать должного внимания каждому ребенку.
Вот что говорит учитель русского языка школы N4 Валентина ДУМАНЯН:- Сегодня у меня был урок русского языка во втором классе. Детки все хотят ответить, но за 40 минут всех опросить невозможно. В классе 30 учеников. Хорошо бы поделить класс на две группы, но нет средств. Причем в 9-10 классах деление происходит при 26 учащихся, а в начальной и средней школе — при 36. Хотя, на мой взгляд, 9-10 класс — это уже взрослые люди. Больше внимания нужно ученикам как раз в начале изучения языка, то есть когда память у детей лучше воспринимает материал.
К разговору присоединяется учитель французского языка Рузанна ДОЙДОЯН:- Когда классы делились, мы успевали гораздо больше, а сегодня и количество часов сократили до 2 часов в неделю, хотя требования те же. Но при таком финансировании о чем говорить? Плюс учебники: только в 9-10 классах они на нужном уровне, а остальные написаны теми, кто понятия не имеет, как должен строиться урок, что интересно детям.
Валентина ДУМАНЯН обобщает мнение многих преподавателей:- Учебники — это головная боль всех, особенно учебники для 7-8 классов по русскому языку. А по армянскому в начальных классах — полное безобразие: наши учителя не понимают, как можно в едином уроке совместить преподавание армянского языка и армянской литературы. Что, грамматика армянского языка настолько проста? А литература не заслуживает отдельных часов? О какой грамотности вообще можно говорить? Вот и получили то, что получили. Нельзя экономить на образовании, это — преступление. Сейчас сотни учителей готовы прийти в школы, готовы работать. Но бюджет этого не позволяет. И ничего в этом году не изменится, все будет по-старому, нас никто не услышит, а в августе после вступительных экзаменов вновь во всем школу обвинят.
Ситуация очень серьезная. Если мы хотим что-то изменить, то Министерство образования должно услышать учителей. Привести в соответствие методические требования и учебники. Разделить классы на группы.