армянские родственники Михаила Лермонтова
В начале июля 2006 года в программе "Вести" по РТР "Планета" прошел небольшой репортаж из северокавказской станицы Шелковое, в котором журналист сообщал, что восстанавливается дом, где рос М. Ю. Лермонтов, дабы превратить его в Дом-музей поэта, так как он там жил в семье сестры бабушки — Екатерины Алексеевны Хастатовой.
Из работ лермонтоведов в лице первого биографа поэта профессора Дерптского университета П. А. Висковатого, а также И. Л. Андроникова, С. Недоумова, С. Андреева-Кривича и других авторов мы узнаем, что М. Ю. Лермонтов в этом доме не жил и не рос, но бывал там наездами, а хозяином имения в Шелковом был армянин Аким Васильевич Хастатов.
Армянские родственники в жизни М. Лермонтова появились в 1818 году, когда он впервые в 4-летнем возрасте вместе с горячо любящей его бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой и ее многочисленными слугами оказался в имении родной сестры бабушки — Е. А. Хастатовой. Это была семья генерал-майора А. В. Хастатова — армянина из Кизляра (Северный Кавказ).
Аким Васильевич Хастатов вместе с другими генералами-армянами — С. С. Давыдовым, С. Манеевым, Я. Абрамовым — был участником многих знаменитых сражений. За смелость и отвагу его хвалил сам А. В. Суворов. С Суворовым он познакомился в 1780г. в Астрахани и был взят им в адъютанты. Отличился в Кинбурнском сражении. В донесении Г. А. Потемкину за 1 октября 1787г. о сражении при Кинбурне Суворов особо отмечает А. В. Хастатова, раненного в бою. В 1789г. в чине полковника А. Хастатов отличился в сражениях при Фокшанах и Рымнике, дважды был ранен и награжден орденом Св. Георгия IV степени. А. В. Хастатов участвовал и в ожесточенных боях при штурме крепости Измаил. В рапорте к Г. Потемкину от 21 декабря 1790г. А. В. Суворов отмечал: "Отдавая полную справедливость находящимся при мне чинам, кои, выполнив все приказания мои, заслуживает особливое внимание подполковник Аким Хастатов. . . "
А. Хастатов владел иностранными языками, был назначен в свиту М. И. Кутузова, жил у Суворова в Херсоне, ожидая отправки посольства в Турцию. В 1793г. служил в русском посольстве в Константинополе. Вышел в отставку в 1799г.
У А. В. Хастатова был брат Богдан, который в 1780г. был начальником Астраханской портовой таможни. Будучи армянином, выросшим среди многоязычного населения Северного Кавказа, он хорошо знал "азиатские обстоятельства и их нравы", поэтому А. В. Суворов в письме к П. И. Турчанинову просил дать Богдану по его же просьбе "чин и разрешение работать у него (Суворова) по его способностям". Сестра А. В. Хастатова Анна была замужем за М. Лазаревым.
А. Суворов нелегко сходился с людьми, но никогда не забывал тех, кто заслужил его доверие. Он дружил с братьями Хастатовыми, называл их своими приятелями и в разных письмах и донесениях высокопоставленным лицам отмечал их храбрость, прося повысить за это в чине.
Кто же были предки генерал-майора А. В. Хастатова?
В первой половине XVIII века Сафар Васильев, армянский купец из Кизляра, построил шелковый завод для переработки шелка-сырца на границе Чечни, на левом берегу Терека. Имение стало называться Шелкозаводск, или просто Шелковое. На заводе работали кизлярские казаки, грузины и армяне, вызволенные и вывезенные из иранского плена еще Петром I и поселенные им на Тереке. Они построили вокруг шелкового завода слободу. С 1764 года завод стал собственностью обер-директора, сына Сафара — Василия Хастатова. Потом завод был взят в казну, работавшие на заводе армяне и грузины были причислены к государственным крестьянам, а сын обер-директора Аким Васильевич Хастатов стал шелкозаводским помещиком. В последние годы царствования Екатерины II генерал-майор А. В. Хастатов женился в Москве на дочери богатого симбирского помещика Екатерине Алексеевне Столыпиной. Она и стала хозяйкой того дома, который теперь восстанавливается как музей.
Имение Шелковое действительно находилось на самой границе с горскими племенами. В этой станице кроме русских казаков жили около двухсот грузин и более пятисот армян. Имелись одна греко-российская и одна григорианская церкви. Теперь понятно, в какую среду попадал в детстве маленький Лермонтов, трижды приезжая из Тархан на Кавказ в имение Хастатовых к двоюродной бабушке Екатерине Алексеевне, теткам Марии, Анне и дяде Акиму. Бывал М. Лермонтов у этих родственников и во время ссылок в 1837, 1840-41гг. Именно в доме Хастатовых будущий поэт познакомился с бытом, сказаниями, песнями разных народов, населяющих Северный Кавказ, и армян в том числе. Ему рассказывали о героическом прошлом хозяина дома — двоюродного деда, генерал-майора Акима Васильевича Хастатова, прославившегося во многих известных сражениях.
У Хастатовых был также спиртокурительный завод, который ежегодно давал 6000 ведер вина и 700 ведер виноградной водки. Они владели полутора тысячами десятин земли, на которой работали 200 крепостных. Так как хастатовский дом стоял возле самой границы, то был укреплен наподобие казачьих постов: забором, воротами, вышками и малым орудием, направленным в сторону Терека, на противоположном берегу которого виднелся чеченский аул Ахбулат-Юрт. Жители станицы Шелковое день и ночь стояли дозором на своем берегу и отражали частые набеги чеченцев.
Е. А. Хастатова бережно охраняла все, что досталось ей от мужа. Была очень смелой и находчивой в решении разных вопросов, а в годы Отечественной войны 1812 года вела большую работу, за что получила бронзовую медаль, установленную для дворянства в память о 1812 годе.
До Петра I в Российском государстве люди занимали высокие посты согласно знатности происхождения. Петр I, наоборот, возвышал людей за их способности и ревностную службу государству, возвышал не только русских, но и живущих в России иностранцев. Если дед А. В. Хастатова, кизлярский купец Сафар Васильев, шелковый завод выстроил сам, то имение и дворянство жаловал ему и его потомству Петр I, видимо, за большие заслуги. Сам Аким Васильевич Хастатов, получивший за безупречную службу чин генерал-майора, уже стал потомственным дворянином, передав свое звание жене и детям. Сам он скончался в 1809 году.
В семье Хастатовых было трое детей: Мария, Анна и Аким (Яким). Две тетушки М. Лермонтова — Мария и Анна Хастатовы — очень любили и оберегали будущего поэта. Их брат Аким Акимович Хастатов, дядя поэта, также был дружен с ним. Анна Акимовна Хастатова была замужем за генерал-майором П. И. Петровым, начальником штаба войск на Кавказской линии. Было у них четверо детей: три дочери и сын Аркадий. Лермонтов, находясь в ссылке на Кавказе, постоянно чувствовал к себе внимание со стороны П. И. Петрова.
В 1825г. состоялась очередная поездка Елизаветы Алексеевны Арсеньевой с внуком на Кавказ в имение сестры Екатерины Хастатовой, старшую дочь которой, как и мать М. Лермонтова, звали Марией. Мария Акимовна Хастатова к тому времени уже была замужем за П. П. Шан-Гиреем. Здесь, в имении Шелковое, родились и выросли ее трое детей: Аким, Петр, Екатерина. В этот приезд бабушка М. Лермонтова уговорила старшую племянницу Марию поехать вместе с ней в Тарханы и купить там имение. Мария переехала в Пензенскую губернию, купив там имение Апалиха, вблизи от имения тетушки в Тарханах. Бабушка Лермонтова решила, что любимому внуку будет полезно учиться и общаться со своими сверстниками. Она взяла на воспитание к себе в дом старшего сына племянницы — Акима, который был моложе ее внука на четыре года. Аким Павлович Шан-Гирей жил и рос с будущим поэтом и стал его самым близким другом вначале в учении и играх, а затем и во взрослой жизни, написав после смерти поэта воспоминания о нем, бережно храня все, что напоминало о двоюродном брате-поэте: его стихи, альбомы, письма.
Вместе с ними жили и воспитывались в Тарханах другие двоюродные братья М. Лермонтова со стороны отца. Детей собралось в усадьбе десять человек. Их обучение, воспитание и жизнь в Тарханах обходились бабушке в десять тысяч ассигнациями в год.
М. Ю. Лермонтов писал Акиму письма, проявляя самое теплое внимание и к нему, и к его матери, любимой тетушке Марии. Аким Шан-Гирей позже жил в Тифлисе, похоронен в Пятигорске.
Сохранились четыре письма М. Лермонтова к Марии Акимовне Хастатовой (Шан-Гирей) , в которых он ее нежно называл тетенькой, рассказывая обо всем, что происходило с ним. Она действительно по-матерински любила племянника, он отвечал ей полным доверием. Ей он сообщал о своих успехах в учении, о приезде отца; именно ей он послал свое первое стихотворение "Поэт" с просьбой поместить к себе в альбом.
Мария Акимовна Хастатова (Шан-Гирей) сыграла большую роль в жизни М. Лермонтова в его детские и юношеские годы. Она была не только доброй родственницей, но и образованным человеком, благотворно влиявшим на развитие будущего поэта. Она получила лучшее по тем временам образование в Институте благородных девиц, где большая роль была отведена поэзии, театру, живописи. Зная тетеньку как ценительницу искусства, М. Лермонтов на протяжении десяти лет делал для ее альбома рисунки. Этот альбом долгое время считался принадлежащим матери поэта — Марии Михайловне Арсеньевой (Лермонтовой) из-за многочисленных записей, сделанных ее рукой. Но сейчас достоверно известно, что альбом принадлежал Марии Акимовне Хастатовой и всегда хранился в ее семье. Любимая тетя Лермонтова пережила своего знаменитого племянника на четыре года и умерла в январе 1845 года.
Видимо, не случайно о смерти М. Ю. Лермонтова первому сообщили его двоюродному дяде Акиму Акимовичу Хастатову, который и распорядился насчет похорон поэта. . .