Логотип

В ВЫИГРЫШЕ ВСЕ

В 2010 году было принято решение правительства РА о создании центра «Армбиотехнология» в составе НАН. В объединенный научный центр во главе с академиком Ашотом Сагияном вошли бывший Институт биотехнологии Министерства экономики, а также Институт микробиологии и Центр депонирования микроорганизмов НАН, прежде располагавшиеся в г.Абовяне. Приватизации, к которой в течение 10 лет принуждало Институт биотехнологии Министерство экономики РА, наконец удалось избежать, но новый статус потребовал серьезных преобразований и немалых усилий. Два научных учреждения пришлось перебрасывать из Абовяна в Ереван, обустраивать в здании Института биотехнологии, создавать новую административную и научную структуру. Был организован объединенный научный совет, новые исследовательские подразделения. Преобразования требовали и серьезных затрат. Стояла задача обеспечить условия для научной работы, соответствующие европейским стандартам.

НАРЯДУ С ОБОРУДОВАНИЕМ НОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ПОНАДОБИЛОСЬ провести большой объем ремонтных работ — создать централизованную отопительную систему, починить крышу, привести в порядок фасад здания. Институт и прежде располагал достаточно большими внебюджетными средствами, но, опасаясь принудительной приватизации, не решался на серьезные траты. Получение нового статуса изменило ситуацию в корне. В необходимые преобразования институт вложил 230 млн драмов внебюджетных средств, в общей сложности 95 млн драмов выделил Госкомитет по науке. Сегодня все необходимые работы завершены, в новом академическом центре созданы все условия для нормальной исследовательской деятельности.

Условия для научной работы обеспечены.Биотехнология — прикладная наука. Проводимые в этой сфере исследования направлены на решение практических задач в сферах аграрного производства, пищевой промышленности, медицины, фармакологии и ряде других областей. Еще до вхождения в состав нового научного центра Институт биотехнологии активно налаживал международные связи, действовало два малотоннажных производства небелковых аминокислот, имеющих зарубежных заказчиков. Первые такого рода контакты были налажены с бельгийской фирмой Асros, позднее появился немецкий партнер IRIS BIOTECH.

Оптически активные небелковые аминокислоты, которые уже не первый год производит на основе своей разработки институт, — продукция дорогая и очень востребованная. Стоимость одного грамма вещества колеблется в пределах $100-300. В основном оптически активные аминокислоты применяются для производства лекарств, в первую очередь противораковых препаратов.

Государственные чиновники, пытавшиеся склонить к приватизации институт, аргументировали свои действия тем, что, войдя в состав академии, институт лишится возможности производственной деятельности и права коммерциализации полученного продукта. К счастью, эти прогнозы не оправдались. В соответствии с новым законом, учреждения НАН получили право заниматься производственной и коммерческой деятельностью на основе собственных разработок.

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕЗКО УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМЫ продукции до десятков килограммов, что значительно увеличит внебюджетные средства научного центра. В планах «Армбиотехнологии» — создание крупнотоннажного производства аминокислот. Коммерческий успех в этом случае обеспечен. Центр «Армбиотехнология» является монополистом технологии производства оптически активных аминокислот, имеющих серьезные преимущества по сравнению с зарубежными аналогами.

Технология, разработанная армянскими учеными, универсальна. При использовании одного и того же совсем недорогого сырья она позволяет получать различные небелковые аминокислоты, очень востребованные в сфере фармакологии. Продукция армянских биотехнологов хорошо известна и высоко ценится за рубежом, и это дает основания полагать, что при условии создания на базе центра крупнотоннажного производства научное учреждение станет получать миллионные прибыли.

Серьезные предпосылки для этого есть. В институте работают высококвалифицированные специалисты. Еще несколько лет назад благодаря грантам было приобретено практически все необходимое оборудование, есть и предложения от зарубежных партнеров по увеличению производства. Ведутся работы по реализации этих планов. А создание армяно-латвийской фирмы «Биоарм» обеспечит более благоприятные условия для реализации продукции в странах Европы. Впервые в системе НАН в центре «Армбиотехнология» появилась новая должность — заместителя директора по коммерциализации. Исследуются потребности рынка и возможности Центра по внедрению технологий производства востребованной продукции.

Однако как тут не вспомнить, что крупнотоннажное производство биотехнологической продукции могло бы действовать в Армении уже много лет. Ведь существовал же в Чаренцаване оснащенный уникальным оборудованием завод «Лизин», отечественными учеными были разработаны прекрасные технологии… Однако в преступном порыве уничтожения экономики в 90-е годы завод был приватизирован, продан. Страна лишилась чрезвычайно важного производства, способного обеспечивать востребованной продукцией не только сразу несколько сфер экономики республики, но и работать на экспорт с огромными прибылями. Былого, разумеется, не вернуть. Остается надеяться, что в новых условиях правительство нашей страны вложит необходимые средства в возрождение чрезвычайно перспективного биотехнологического производства.

СЕГОДНЯ НАРЯДУ С ПРОИЗВОДСТВОМ НЕБЕЛКОВЫХ АМИНОКИСЛОТ В ЦЕНТРЕ «АРМБИОТЕХНОЛОГИЯ» действует и производство разработанных сотрудниками института экологически чистых удобрений. В прошлом году здесь было произведено 20 тонн этой продукции, которую по себестоимости передали сельским общинам Армении. Использование нового удобрения дало прекрасный результат, оказалось значительно более эффективным, чем применение завозимой в республику некачественной селитры. Но ситуация в аграрном производстве страны принципиально не изменилась. Большинство крестьянских хозяйств продолжает использовать малоэффективное и экологически неблагоприятное удобрение, потому что в нашей стране решения принимаются не на основании научных данных и объективных показателей, приоритетными в данном случае оказались интересы поставщиков селитры.

Создание объединенного биотехнологического научного центра существенно изменило и положение работников институтов, прежде располагавшихся в Абовяне. Сотрудники, имевшие даже 30-летний стаж, практически не могли рассчитывать на карьерный рост и повышение зарплаты, поскольку ни в Институте микробиологии, ни в Центре депонирования микроорганизмов аттестации сотрудников не проводились. После создания объединенного центра было сформировано две комиссии — по биологии, а также по химии и технологии, которые провели аттестацию всех сотрудников, и с будущего года активно работающие ученые могут рассчитывать на повышение зарплаты и должности. В выигрыше оказались все. У сотрудников объединенного центра появились новые перспективы, повысилась научная активность, с учетом новых возможностей откорректированы научные планы. Начали развиваться новые направления, отвечающие потребностям рынка.

Создание в системе НАН объединенного научного центра «Армбиотехнология» — важный шаг на пути возрождения чрезвычайно перспективного научного направления, имеющего большое значение для развития наукоемкого производства в нашей стране. Но усилий ученых в данном случае недостаточно. Нужна серьезная государственная поддержка, обновление технологических линий, создание современных производств по выпуску дорогостоящей и востребованной продукции.

В последние двадцать лет в научном мире идет разработка более четких критериев, по которым можно оценить научную эффективность того или иного ученого. В первую очередь это наличие научных публикаций в журналах с высоким импакт-фактором, а также цитируемость публикаций автора. В некоторых западных странах за публикацию научной работы в журналах с очень высоким импакт-фактором авторы даже получают дополнительные бонусы от государства, что, несомненно, стимулирует выполнение работ на высоком научном уровне.

ПО ИНФОРМАЦИИ КОЛЛЕГ ИЗ АВСТРАЛИИ, НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ может рассчитывать на государственное финансирование только в том случае, если хотя бы раз в году имеет публикацию в журналах с импакт-фактором в четыре единицы и выше. Коллеги из Франции сильно ограничили публикации работ в трудах конференций из-за низкого импакт-фактора трудов конференции (не более 0.5), поскольку повторно печатать те же результаты исследований даже в расширенном виде в серьезных лабораториях не принято, для публикации выбирают журналы с высоким «импакт-фактором».

Для оценки, а также стимулирования научной активности и эффективности ученых, работающих в Армении в разных областях науки, Государственный комитет по науке разработал методику для проведения конкурса, взяв за основу критерии по оценке научной деятельности за последние десять лет, принятые за рубежом: количество публикаций научных работ в журналах с учетом импакт-фактора и их цитируемость. Использованы также дополнительные критерии, которые также указывают на научную активность и эффективность, такие как руководство диссертационными работами и их число за указанный период, выступления на конференциях, включая приглашенные доклады, и т. д. По каждому из пунктов приведена методика подсчета соответствующих баллов, что позволяет каждому ученому самому подсчитать свои баллы. Для каждой области науки выбираются ученые, набравшие наибольшее количество баллов.

При ограниченном финансировании науки этот подход позволяет селективно повысить финансирование наиболее активной части ученых. Разумеется, было бы хорошо, если бы всем ученым существенно подняли зарплаты, а потом уж применили эту систему. Хочу еще раз отметить следующие позитивные стороны такой балловой системы.

1. Не секрет, что многие ученые из-за низкой зарплаты вынуждены искать дополнительные заработки, что, естественно, сказывается на качестве выдаваемой научной продукции. Поэтому дополнительное финансирование, несомненно, даст возможность полностью посвятить себя научной работе.

2. Для опубликования научной работы в журналах с низким импакт- фактором, как правило, требуется вложить меньше сил и времени, нежели при подготовке статьи для журнала с высоким импакт-фактором, поскольку статьи в престижных изданиях проходят более жесткое рецензирование на предмет новизны и важности работы. В случае применения балловой системы авторы будут заинтересованы выполнить работу на высоком научном уровне с целью направить статью в журнал с высоким импакт-фактором, что, несомненно, будет способствовать повышению качества научных исследований в Армении.

3. Активные молодые ученые, имеющие степень кандидата наук, при использовании балловой системы смогут получать существенную прибавку к зарплате, что будет способствовать сокращению их оттока на Запад.

СПИСКИ УЧЕНЫХ, ПОЛУЧИВШИХ ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ ПО БАЛЛОВОЙ СИСТЕМЕ, приведены на сайте Государственного комитета по науке. Поскольку активно работающих ученых в каждой области науки Армении не так уж много, их имена хорошо известны коллегам хотя бы по работам. По специальности «физика» в списке балловой системы нет случайных людей, хотя туда вошли и академики, которые, несмотря на солидный возраст, продолжают активно работать, и молодые кандидаты наук. Поскольку список будет обновляться каждый год, это позволит тем активным ученым, которые недобрали баллов, при соответствующей научной активности войти в список балловой системы на следующий год.

Важно отметить, что, поскольку используемая система позволяет самому участнику конкурса еще до объявления результатов подсчитать набранные баллы, то обиженных оказалось не так уж много. Разумеется, поскольку такой конкурс проводился впервые, то имели место и некоторые недостатки. К примеру, надо было выделить ученым больше времени для заполнения документов, необходимых для участия в конкурсе, — некоторые достойные ученые из-за нехватки времени не успели подготовить необходимые документы для участия в конкурсе.

Коллеги из Болгарии, узнав о таком конкурсе на основе балловой системы, решили внедрить аналогичный подход и в своей стране. Думается, эта система может особенно эффективно использоваться в странах, где финансирование науки ограниченно. Это страны Балтии, Восточной Европы и др. Следовательно, повышение зарплаты будет рассматриваться в первую очередь для эффективно работающих ученых.

Несомненно, Государственный комитет по науке провел очень большую и полезную работу по дополнительному стимулированию деятельности армянских ученых. Уверен, что проведение конкурса с использованием балловой системы не должно рассматриваться как инициатива, направленная против какой-то личности или организации, поскольку, если выигрывает армянская наука, в выигрыше оказываются все.

ПО ИНФОРМАЦИИ КОЛЛЕГ ИЗ АВСТРАЛИИ, НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ может рассчитывать на государственное финансирование только в том случае, если хотя бы раз в году имеет публикацию в журналах с импакт-фактором в четыре единицы и выше. Коллеги из Франции сильно ограничили публикации работ в трудах конференций из-за низкого импакт-фактора трудов конференции (не более 0.5), поскольку повторно печатать те же результаты исследований даже в расширенном виде в серьезных лабораториях не принято, для публикации выбирают журналы с высоким «импакт-фактором».

Для оценки, а также стимулирования научной активности и эффективности ученых, работающих в Армении в разных областях науки, Государственный комитет по науке разработал методику для проведения конкурса, взяв за основу критерии по оценке научной деятельности за последние десять лет, принятые за рубежом: количество публикаций научных работ в журналах с учетом импакт-фактора и их цитируемость. Использованы также дополнительные критерии, которые также указывают на научную активность и эффективность, такие как руководство диссертационными работами и их число за указанный период, выступления на конференциях, включая приглашенные доклады, и т. д. По каждому из пунктов приведена методика подсчета соответствующих баллов, что позволяет каждому ученому самому подсчитать свои баллы. Для каждой области науки выбираются ученые, набравшие наибольшее количество баллов.

При ограниченном финансировании науки этот подход позволяет селективно повысить финансирование наиболее активной части ученых. Разумеется, было бы хорошо, если бы всем ученым существенно подняли зарплаты, а потом уж применили эту систему. Хочу еще раз отметить следующие позитивные стороны такой балловой системы.

1. Не секрет, что многие ученые из-за низкой зарплаты вынуждены искать дополнительные заработки, что, естественно, сказывается на качестве выдаваемой научной продукции. Поэтому дополнительное финансирование, несомненно, даст возможность полностью посвятить себя научной работе.

2. Для опубликования научной работы в журналах с низким импакт- фактором, как правило, требуется вложить меньше сил и времени, нежели при подготовке статьи для журнала с высоким импакт-фактором, поскольку статьи в престижных изданиях проходят более жесткое рецензирование на предмет новизны и важности работы. В случае применения балловой системы авторы будут заинтересованы выполнить работу на высоком научном уровне с целью направить статью в журнал с высоким импакт-фактором, что, несомненно, будет способствовать повышению качества научных исследований в Армении.

3. Активные молодые ученые, имеющие степень кандидата наук, при использовании балловой системы смогут получать существенную прибавку к зарплате, что будет способствовать сокращению их оттока на Запад.

СПИСКИ УЧЕНЫХ, ПОЛУЧИВШИХ ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ ПО БАЛЛОВОЙ СИСТЕМЕ, приведены на сайте Государственного комитета по науке. Поскольку активно работающих ученых в каждой области науки Армении не так уж много, их имена хорошо известны коллегам хотя бы по работам. По специальности «физика» в списке балловой системы нет случайных людей, хотя туда вошли и академики, которые, несмотря на солидный возраст, продолжают активно работать, и молодые кандидаты наук. Поскольку список будет обновляться каждый год, это позволит тем активным ученым, которые недобрали баллов, при соответствующей научной активности войти в список балловой системы на следующий год.

Важно отметить, что, поскольку используемая система позволяет самому участнику конкурса еще до объявления результатов подсчитать набранные баллы, то обиженных оказалось не так уж много. Разумеется, поскольку такой конкурс проводился впервые, то имели место и некоторые недостатки. К примеру, надо было выделить ученым больше времени для заполнения документов, необходимых для участия в конкурсе, — некоторые достойные ученые из-за нехватки времени не успели подготовить необходимые документы для участия в конкурсе.

Коллеги из Болгарии, узнав о таком конкурсе на основе балловой системы, решили внедрить аналогичный подход и в своей стране. Думается, эта система может особенно эффективно использоваться в странах, где финансирование науки ограниченно. Это страны Балтии, Восточной Европы и др. Следовательно, повышение зарплаты будет рассматриваться в первую очередь для эффективно работающих ученых.

Несомненно, Государственный комитет по науке провел очень большую и полезную работу по дополнительному стимулированию деятельности армянских ученых. Уверен, что проведение конкурса с использованием балловой системы не должно рассматриваться как инициатива, направленная против какой-то личности или организации, поскольку, если выигрывает армянская наука, в выигрыше оказываются все.