Логотип

ПРЫЖОК ДОХЛОЙ КОШКИ, или ЧТО СТОИТ ЗА КРАСИВЫМИ ЦИФРАМИ РОСТА

ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВВП ПОСЛЕДНИХ ДВУХ ЛЕТ САМИ ПО СЕБЕ ВВОДЯТ общественность в заблуждение, поскольку в период бесславной борьбы с пандемией коронавируса и просто позорного поражения в войне с Азербайджаном армянская экономика, если и росла, то очень слабо. И вообще за 5,5 лет правления Пашиняна двузначный темп роста ВВП (относительно предыдущего года) зарегистрирован лишь однажды – в 2022 году (112,6%). Да и то достигнуть этого показателя сильно помогли благоприятные внешние факторы, о которых уже сказано предостаточно.

Надо сказать, после всемирного финансово-экономического кризиса, начиная с 2010 года, армянский ВВП неуклонно рос всегда, а до того, в период 2002-2007 гг., нередко и двузначными темпами, несколько лет подряд вращаясь у отметки в 114%. При Пашиняне таких показателей достичь не удалось ни разу, хотя упомянутые внешние обстоятельства всячески тому способствовали.

Более того, в первый же год после так называемой бархатной революции темпы роста ВВП Армении упали с предыдущих 107,5% (2017 г.) до 105,2% (2018 г.). В 2019 году темп всего лишь удалось вернуть к достигнутому правительством Карена Карапетяна значению – 107,6%.

Однако уже в 2020 году армянская экономика отминусовала на 7,2%, причем в отличие от всех стран ЕАЭС даже не смогла в следующем 2021 году полностью компенсировать эту потерю, удовлетворившись приростом ВВП лишь на 5,8% и вынужденно, так сказать, добирая потерянное за счет роста 2022 года, когда разгорелась война на Украине, а Россия жестко схлестнулась с Западом. И хотя благоприятные для Армении глобальные факторы продолжали действовать и в 2023 году, темп роста ВВП по итогам года уже не будет двузначным, зафиксировавшись на уровне 8.3-8,5%.

 Мы хотим сказать, что нельзя просто вырвать из контекста два последних показателя, не принимая в расчет предыдущие годы, и констатировать, что в стране наблюдается высокий экономический рост. Средние цифры за время правления Пашиняна, как доказано выше, вовсе об этом не свидетельствуют. Тем более, что в особенно благоприятном для Армении 2022 году мы имели и высокую инфляцию на уровне около 8%.

 Таким образом, происходящее в армянской экономике очень близко к феномену, который в экономической науке вовсе не сухо, а очень даже образно (а еще говорят, что экономика – наука сухая) зовется «прыжком дохлой кошки» (от англ. deadcat bounce). От «прыжка тигра», причем не дохлого, а вполне здорового, он отличается тем, что высокий экономический рост не происходит постоянно, на протяжении нескольких лет, а регистрируется фрагментарно и кратковременно, фактически отыгрывая потерянное и слабый рост предыдущих лет. Метафора связана с тем, что даже туша мертвого животного отскочит вверх, если будет падать с большой высоты.

 Сказанное свидетельствует, что правительству Пашиняна за 5,5 лет правления не удалось преодолеть структурные проблемы армянской экономики, оздоровить и диверсифицировать ее. То, чем сегодня так гордятся власти, не более чем обманчивая иллюзия благополучия, основанного не на внутреннем потенциале и стабильном развитии, а на сугубо внешних факторах, с исчезновением которых от прыжка только «дохлая кошка» и останется…