Логотип

КТО ВИНОВАТ В ПРОВАЛЕ ОПЕРАЦИИ НА ЮЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ?

ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ВЫВЕЛО ГЕНЕРАЛА ИЗ РАВНОВЕСИЯ, И ОН ОБЪЯВИЛ бывшего генпрокурора «лгуном». В ответ Нерсисян попросил передать Бабаяну, что он сам «лгун», и, «если он надеется, что те, кто думает так же, как он, сожгли все бумаги до того, как покинуть Арцах, то он сильно ошибается». Нерсисян напомнил, что после его назначения на пост премьера дело по факту 3-стороннего заявления было прекращено.

 Как следует из показаний официальных лиц, Бабаян после 44-дневной войны был допрошен на территории Армении сотрудниками Особого отдела генпрокуратуры Арцаха. Нерсисян настаивает на том, что Бабаян был допрошен в качестве секретаря Совбеза в период 44-дневной войны, однако, по его словам, генерал надеется, что его показания были сожжены до событий 19-20 сентября.

В реальности, бывший генпрокурор сохранил все материалы, предварительно закачав их в компьютер. Нерсисян заявил, что во время 44-дневной войны генерал в качестве секретаря Совбеза делал заявления о личном участии в разработке военной операции в южной части Арцаха. Когда же операция провалилась, то Бабаяна вызвали на допрос в генпрокуратуру. Он не отказался от дачи показаний, однако тянул с прибытием в Арцах, а потому сотрудники прокуратуры выехали в Армению. На допросе генералу пришлось отвечать на вопрос: что он предпринял в качестве ответственного лица?

По свидетельству Нерсисяна, в ходе допроса Бабаян отказался от своих слов о том, что принимал участие в разработке боевой операции на южном направлении. Он заявил: «Какое я имею отношение к этому, кто я такой, какие у меня функции? Я в роли стороннего наблюдателя, для этого есть армия, пусть армия отвечает!». Иными словами, как подчеркнул Нерсисян, Бабаян всю вину свалил на других.

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ В КУРСЕ, СООБЩУ, ЧТО ПРОВАЛ НА ЮЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ ФРОНТА в ходе 44-дневной войны привел к потере Гадрута и Шуши. Эта операция, по словам Нерсисяна, началась 4 октября 2020 г. 6 октября Пашинян на своей странице в FB выложил видеосюжет с записью: » Вчера был в Арцахе. С президентом Араиком Арутюняном и высшим офицерским составом ВС обсудили дальнейшие шаги по нанесению противнику достойного антитеррористического удара». На видеозаписи рядом с Пашиняном видны президент Арутюнян, секретарь Совбеза Бабаян, в то время командующий армии Обороны Джалал Арутюнян, руководитель СНБ и другие должностные лица второй армянской республики.

По словам Нерсисяна, Бабаян тогда мог сказать Пашиняну и военным, что операция на южном направлении может обернуться потерями, что ее не следует предпринимать. «Во время допроса мы спросили его, что он сделал, чтобы предотвратить операцию, имея полномочия, ведь в Совбезе обсуждается множество вопросов? Он тогда должен был высказать свое мнение, а не после войны», — подчеркнул бывший генпрокурор. Как же так вышло, по его словам, что на этапе разработки операции Бабаян хвастал, что причастен к ней, а после провала, когда была потеряна вся южная часть Арцаха, объявил, что не имеет к этой операции никакого отношения?

Признание бывшего генпрокурора может существенно повлиять на судьбу находящегося под арестом генерал-майора Микаэла Арзуманяна, который был назначен на должность командующего армии Обороны Арцаха после тяжелого ранения Дж. Арутюняна. Произошло это за 12 дней до окончания войны, однако именно на Арзуманяна Пашинян пытается свалить всю вину за сдачу Шуши, которая предопределила исход 44-дневной войны.

19 ноября 2020 г., спустя 10 дней после подписания заявления о капитуляции 9 ноября, бывший начальник Генштаба герой Арцаха генерал Мовсес Акопян созвал пресс-конференцию, в ходе которой сделал следующее заявление: «Руководство войной — не дело ума Сямо, а глава государства осуществлял руководство через Сямо. Руководитель страны и Бабаян заходили к командиру армии со своими предложениями. Я тогда сказал, что уйду и объявлю о том, что они делают…», — сообщил Акопян. По его словам, непродуманные боевые действия привели к большим потерям и невозможности продолжить сопротивление на южном направлении. В итоге противнику удалось захватить Гадрут, а потом и Шуши.

На исходе 2023 г. СМИ опубликовали некоторые сведения о допросе Бабаяна в рамках возбужденного генпрокуратурой Арцаха уголовного дела. Восстановленная по крупицам правда о событиях на южном направлении боевых действий свидетельствует о том, что генерал Арзуманян находится в тюрьме только по той причине, что его сделали крайним, тогда как истинные виновные остаются на свободе.

Когда после тяжелого ранения Дж. Арутюняна 27 октября Арзуманян был назначен на пост командующего, ситуация уже шагнула за точку не возврата. Этой версии придерживаются многие участники боевых действий. Арзуманян обвиняется в халатности при организации обороны Шуши и окрестных территорий. Напомню, что в связи с арестом Арзуманяна Пашинян озвучил с трибуны парламента монолог, из которого следовал вывод о том, что арест генерала напрямую связан с желанием Пашиняна свалить на него всю вину за провал боевых действий на южном направлении.

Детали этого монолога мы публиковали неоднократно, а потому повторяться не будем, тем более, что вышесказанного достаточно для того, чтобы понять: Арзуманяна принуждают взять на себя перед судом ответственность не только за свои, но и за чужие грехи.

НАДЕЖДЫ НА СПРАВЕДЛИВОЕ СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО НЕТ. Вряд ли пашиняновское правосудие выявит истинных виновных в провале операции на южном направлении, ведь судебным разбирательством из-за кулис дирижируют Пашинян и Самвел Бабаян. До сих пор не понятно, почему Бабаян продолжает утверждать, что не был допрошен, хотя факт допроса подтвердил не только бывший генпрокурор, но и начальник Особого следственного отдела генпрокуратуры Республики Арцах Давид Даллакян и исполняющий обязанности генпрокурора Карен Габриелян? Кстати, некоторые показания генерала касаются приказов президента Арутюняна во время 44-дневной войны и вызывают вполне обоснованные подозрения…

В ходе допросов Бабаян, в частности, сообщил, что высокопоставленные должностные лица Арцаха дважды обращались к Пашиняну с просьбой прекратить войну любой ценой… Почему Бабаян продолжает отрицать факт допроса после 44-дневной войны? Напомню, что обвинения предъявлены также бывшему командующему армии Обороны генерал-лейтенанту Дж. Арутюняну в том, что 12 октября 2020 г. он проявил халатное и безответственное отношение к служебным обязанностям, что привело по неосторожности к тяжелым последствиям, речь идет о гибели людей. Эпизод неоднократно описан в предыдущих публикациях, а потому ограничимся напоминанием, что в отличие от Арзуманяна генерал Арутюнян находится на свободе…

Напомню, что в сопровождении Бабаяна жена Пашиняна Анна Акопян посетила командный пункт в ходе боевых действий в Арцахе осенью 2020 г. Когда генерал Мовсес Акопян указал ей на то, что присутствие посторонних на командном пункте запрещено, то Пашинян незамедлительно вызвал его в Ереван и отстранил от руководства боевыми действиями. Позже «верховный главнокомандующий» объяснил визит своей жены на командный пункт желанием поднять боевой дух военных. В то время секретарь Совбеза Бабаян пользовался репутацией близкого друга семьи Пашинян…

Напомню к слову недавнее заявление Бабаяна о том, что президент Республики Арцах Самвел Шахраманян должен предстать перед судом. Шахраманян, в свою очередь, заявил, что Бабаян не понес наказание в связи с тяжким преступлением. Президент Арцаха, судя по всему, имел в виду провал на южном направлении боевых действий, который предрешил исход 44-дневной войны…