«Я ПРИШЕЛ К УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС АРМЕНИИ – это экономическое развитие и развитие Армении в целом, потому что то, о чем мы говорим – армия, образование, пограничная безопасность, – это конкретные бюджетные расходы»,– сказал Пашинян.
Говоря о компоненте безопасности, премьер-министр подчеркнул, что экономика также очень важна в военной ситуации. «В состоянии войны, кроме денег, потому что есть проблемы, инфраструктура повреждается, надо уметь более-менее обеспечить народ, нормальную деятельность тыла, надо производить некоторые вещи для фронта, начиная с одежды, заканчивая здравоохранением, лекарствами, продуктами питания и т.д. Но в сегодняшней ситуации экономическое развитие является интересом Армении, потому что именно благодаря экономическому развитию ты получаешь инфраструктуру и бюджетные средства. Например, мы повышаем зарплаты военным. За счет чего делаем это? Если нет доходов в госбюджет, невозможно повышать зарплату военным и кому бы то ни было, невозможно закупать оружие и боеприпасы, невозможно финансировать образование, чтобы у военного, у офицера было должное образование, у врача и т.д…» – сказал Пашинян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: КОГДА-ТО ИНТЕРЕСЫ АРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА И АРМЯНСКОГО НАРОДА были гораздо шире и разнообразнее. Даже сам Пашинян в числе стратегических интересов страны усматривал, например, победу сборной Армении на чемпионате мира по футболу. Теперь вот, оказывается, государственный интерес локализован и сведен к примитивной формуле констатации очевидного. Конечно, крепкая экономика – обязательное условие для развития любой страны и отдельных сфер ее жизни. Это элементарно. Однако она (экономика) может быть лишь средством достижения тех или иных целей, а не единственным основным интересом государства.
Впрочем, даже если предположить, что правительство Армении руководствуется именно и только экономическими государственными интересами, то нужно констатировать колоссальную зависимость этих самых госинтересов от внешних факторов. Прежде всего стоит отметить совершенно абсурдное и по форме и по содержанию воздействие на экономическую жизнь Армении со стороны Азербайджана. Классический пример тому эпопея строительства металлургического предприятия в Ерасхе, который едва стал строиться, сразу же начал подвергаться артобстрелам с азербайджанской стороны, был ранен иностранный рабочий. Позже азербайджанская сторона выдвинула некие экологические претензии к данному проекту. Ереван попытался оправдаться, но в итоге принял решение передислоцировать предприятие, тем самым поддавшись азербайджанскому давлению.
А вот совсем недавно выяснилось, что азербайджанцы вообще решили создать карту горнодобывающих предприятий Армении. Глава общественного объединения картографов Азербайджана сообщил, что благодаря этой карте «можно будет точно знать, где в Армении находятся полезные ископаемые». «Карта будет охватывать всю территорию Армении, а не только места расположения горнодобывающей промышленности Армении на границе с Азербайджаном. В то же время на карте будет размещена экологическая информация: какие реки какими веществами загрязняются и куда стекаются», — отметил он добавив, что в карте будут использованы азербайджанские топонимы. Все это делается якобы для экологического контроля Азербайджана над промышленными предприятиями Армении. Тут, конечно, напрашивается фраза «ничего себе», но важно констатировать следующее: то, что провозглашает госинтересом Армении Никол Пашинян, то есть экономическое развитие Армении, Азербайджан уже сейчас хочет взять под свой контроль. Заметьте, даже не влиять на экономические процессы, а их контролировать.
НУ ДА ЛАДНО, ОСТАВИМ В СТОРОНЕ АЗЕРБАЙДЖАН. ПОСМОТРИМ НА ДРУГИЕ АСПЕКТЫ экономического развития Армении. На днях на фейсбуковской странице министерства финансов Армении появилась небольшой пост с информацией о структуре показателя экономической активности за прошлый год. Здесь отмечается, что в 2023 году показатель экономической активности вырос по сравнению с предыдущим годом на 9,4%, и обозначены сферы, которые в основном обеспечили этот рост. То есть, 9,4% роста экономической активности удалось достичь, потому что сфера услуг выросла на 10,3%, строительство выросло на 14,8%, торговый оборот вырос на 25,7%, а также колоссально увеличились импорт (40,2%) и экспорт (55,5%). В списке драйверов роста показателя экономической активности нашлось место и промышленности. Но… тут зафиксирован рост всего на 4,1%. Таким образом можно смело утверждать, что самое существенное воздействие на экономическую активность в стране оказали экспорт и импорт. В нашем случае – астрономические масштабы реэкспота. А вот самое несущественное влияние на данный параметр оказала промышленность страны.
По сути, провозглашенный Пашиняном госинтерес Армении (экономическое развитие) на сегодняшний день достигается в основном за счет экономических санкций в отношении России, что и является главной причиной огромного роста объема внешнеторгового оборота Армении.
На самом деле, очевидно, что об экономическом развитии Армении, тем более возведенном в степень главного государственного интереса, можно вообще задумываться лишь тогда, когда хотя бы провозглашаем курс на экономический суверенитет, не говоря уже о шагах в этом направлении. Экономика, главным драйвером которой являются реэкспортные операции, вряд ли соответствует такому курсу. Это — с одной стороны. С другой – если бы сегодняшняя Армения обладала хоть мизерной экономической суверенностью, то металлургический завод не стала бы перемещать из Ерасха, а азербайджанцам и в голову не приходила бы мысль проконтролировать армянскую промышленность якобы на предмет экологических рисков…