«КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «АМБЕРД» РАСПОЛОЖЕН НА ЮЖНОМ СКЛОНЕ ГОРЫ АРАГАЦ и включает в себя оборонительное сооружение, замок, церковь, баню и другие вспомогательные постройки, демонстрируя сложную каменную кладку и дизайн европейского стиля», — отмечено в сообщении.
Напомним, что на расстоянии 100 метров от крепости с 2019 года проводились строительные работы с использованием тяжелой техники. Бульдозер прошелся по уникальным культурным слоям и уничтожил сотни бесценных артефактов. После распоряжения тогдашнего замминистра культуры Тиграна Галстяна строительство было прекращено.
Вопиющим нарушением являлось и то, что территория охранной зоны памятника была почему-то урезана (хотя понятно почему). И нужно было немедленно восстановить ее в прежних размерах, запретив то, что навсегда покроет позором народ, гордящийся своим уникальным культурным наследием. Слава Богу, строительство питейных объектов было приостановлено.
В беседе с корр. «ГА» председатель организации «Икомос- Армения» Гагик Гюрджян выразил крайнее удивление тем, что Europa Nostra внесла жемчужину армянской средневековой архитектуры в список памятников, которым угрожает исчезновение. Амберд – крепость раннего средневековья, была построена князьями Камсараканами. Это одна из немногих хорошо сохранившихся старинных крепостей на территории Армении и Арцаха.
«Текст составлен абсолютно безграмотно, – заявил Г. Гюрджян. – Во-первых, что значит дизайн европейского стиля? Нет такого понятия! Есть романский, готический стили, барокко, рококо и т.д. Во-вторых, непонятно, какими критериями руководствовалась организация в своей оценке. Международные организации, в том числе ЮНЕСКО, никаких угроз Амберду не зафиксировали. Наоборот, в последние годы из госбюджета были выделены средства (4,5 млн драмов) для реконструкции и восстановления облика памятника. И сегодня «Амберд» – один из лучших музеев-заповедников Армении, который соответствует всем международным стандартам.
Другое дело, что необходимо, наконец, принять законодательную базу и соблюдать законы. Любое посягательство на культурное наследие должно строго пресекаться. Довольно важна связь община-министерство. Когда Министерство образования, науки, культуры и спорта говорит «это мое, вам нечего здесь делать», а представители общины отходят в сторону, это неправильно. А когда подключаешь общину в эти процессы, она осознает, что это ее собственность. Во всем мире действует практика общинных услуг. Повторю еще раз, главное – правильное управление».