Логотип

ЦЕНА ОШИБКИ

Грузино-российские отношения в том виде, в котором они находятся, решение, принятое Национальным Собранием Франции об уголовном преследовании лиц, отрицающих Геноцид армян в Османской империи, создают ситуацию, когда российские, франко-германские и американские региональные интересы, имея по некоторым пунктам не сводящие, а разводящие направления, вовлекают Грузию и Армению в управляемые политические процессы, содействующие исполнению задач, выгода от которых на данном этапе для этих стран сомнительна, а потери очевидны.
Например, грузино-российское противостояние в его нынешнем качестве способствует освоению Грузией той критической точки невозврата в своих отношениях с Россией, за которой подавляющее большинство грузин уже перестало рассматривать Россию в качестве страны, доброжелательно расположенной к грузинской государственности. И это естественное завершение той политики, которую проводил и проводит официальный Тбилиси за последние 10 лет.
АНГАЖИРОВАННЫЕ ВНУТРИ И ИНСПИРИРУЕМЫЕ ИЗВНЕ ЭЛИТЫ
руководствуются едиными представлениями в плане развития на длительную перспективу грузинского национального пространства и согласованно разрабатывают и проводят разнообразные мероприятия, объединенные единой философией целенаправленной минимизации вовлеченности и вовлекаемости России в сопутствующие республике нравственно-идеологические и социально-экономические процессы. Причем способ внедрения этих представлений в повседневную жизнь обставляется видимой сумбурностью и легкомысленной непродуманностью, что обеспечивает им литерное прохождение и неконфликтное латентное усвоение. Потом накапливается масса вопросительных мотивов, системное решение которых формируемое общественное мнение уже перестает видеть в устоявшихся грузино-российских межгосударственных связях. В результате и толерантный статус постепенно превращается в деятельного заказчика, генерирующего на групповом множественном уровне заинтересованность к сотрудничеству с адресно ориентированной российской стороной.
И, как следствие, не только руководящая элита, а подавляющее большинство грузинской общественности в выборе кто с кем, не признавая за Россией роль патронирующей стороны на Южном Кавказе, решительно ищет политическую состоятельность Грузии в евро-атлантических структурах. И это та православная Грузия, которая ради духовного единения и культурно-нравственной сопричастности добровольно вошла в состав православной России. Ничего не скажешь — блестящая разработка! И в выборе технологии, и в подборе физических исполнителей операции план удался. Чего только стоит, образно говоря, последний гвоздь, эффектно загнанный в гроб российского военного присутствия в Грузии (имею в виду задержание 5 русских офицеров и ту патетическую раскрутку, которая сопровождала их арест и высылку из страны).
ВСЕ ПРОДУМАНО ГРАМОТНО. И как Россию выдавить из Грузии. И как ее оскорбить. И как ее унизить. Ошибка только в одном: расчетное время для жесткой размолвки выбрано неправильно. Кстати, это еще одно косвенное подтверждение того, что организаторы и исполнители "грузинской рокировки" не одни и те же люди. Между тем ответ русских оказался и молниеносным, и прагматичным, и ошеломляющим. И все обескураженно увидели, что политическая власть Михаила Саакашвили и его будущее как политика линейно зависят от числа депортируемых в его страну грузинских гастарбайтеров. Потому что ни производственные структуры Грузии, ни Евросоюза, ни США, ни Турции не в состоянии единовременно разместить миллион работоспособных людей на рынке труда с тем уровнем профессиональной подготовки, который у них есть, и на тех условиях оплаты за труд, который им обеспечен в России.
Вывод: только при наличии объективных предпосылок (самодостаточная экономика, демократические традиции) возможно, если есть в этом историческая необходимость, успешно для власти и безболезненно для общества осуществить внешнеполитическую переориентацию. При любом другом раскладе надо помнить: в политике каждая ошибка имеет свою цену.