ИЗВРАЩЕННАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПАШИНЯНА ПРОГРАММА ПО СУТИ ВО МНОГОМ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ СОЦИАЛЬНОЙ, превратившись в чисто коммерческое предприятие. Жилье со временем стали все больше покупать не действительно нуждающиеся в нем, а дельцы, которые «коллекционировали» квартиры и дома, в том числе сдавая затем в аренду либо перепродавая, причем за этот бизнес с какой-то радости расплачивались средствами налогоплательщиков. В частности, нередко квартиры «пачками» в одном доме покупали те, кто и финансировал их строительство.
В конце концов для действительно нуждающихся в крыше над головой граждан 10 лет, прошедших с момента внедрения программы, было более чем достаточно для решения этой проблемы. Об этом, кстати, свидетельствует тот факт, что за 11 месяцев прошлого года (относительно того же периода предыдущего года) купля-продажа квартир упала на 3,1 тыс. единиц, а количество взявших для покупки жилья ипотеку уменьшилось на 2,4 тысячи человек, то есть активность на рынке недвижимости явно сбросила темпы.
По словам председателя Комитета госдоходов Армении Рустама Бадасяна, сказанным в ходе итоговой пресс-конференции 11 января, если в 2017 году сумма возвращенного подоходного налога взявшим льготный ипотечный кредит гражданам составила всего около 4 млрд драмов, то в 2023-м этот показатель вырос более чем на порядок и достиг 52 млрд драмов. В наступившем 2024 году сумма возврата, по оценке Бадасяна, и вовсе составит 80 млрд драмов.
Примечательно, что глава комитета при этом полностью сместил акценты, заявив, что разрастающиеся из года в год выплаты из госбюджета стали возможны благодаря увеличению доходов казны – в противном случае правительство приняло бы решение о прекращении действия программы либо ввело более строгие ограничения на участие в ней.
Это «детское» объяснение не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что правительство, пусть и сильно запоздало, но все же приняло-таки решение о поэтапном прекращении льготной ипотечной программы, финиш которой на всей территории республики придется, правда, лишь на 2029 год. Да и рост поступлений в госказну – вовсе не повод продолжать транжирить деньги на исчерпавшую и во многом дискредитировавшую себя программу. Думается, в Армении более чем достаточно направлений и проблем, для решения которых можно было бы потратить сэкономленные деньги.
Другим минусом рассматриваемой программы является постоянное перетекание финансовых ресурсов на рынок недвижимости и ипотеки. Как недавно заметил заместитель председателя Центрального банка Армении Армен Нурбекян, уже два года ипотечные кредиты в нашей стране растут по 25-30% в год. Таким образом, мало того, что на рынке недвижимого имущества наблюдается дисбаланс, но льготная ипотека еще и оттягивает на себя кредитные ресурсы, необходимые для развития реального сектора армянской экономики, ее ориентированной на экспорт части.