Логотип

БЕДНЫЕ АНГЕЛЫ

В СВЯЗИ С ЭТИМ ВСПОМИНАЕТСЯ РАСХОЖИЙ ПОЛЬСКИЙ АНЕКДОТ НАЧАЛА 1980-Х ГОДОВ. «Проблема может решиться двумя путями: первый, более вероятный — с неба спустятся ангелы и все для нас сделают; второй, менее вероятный — для этого что-нибудь сделаем мы сами». И вероятность того, что «мы сами», а именно правительство Пашиняна после 5,5 г. нахождения у власти что-то сделает, чтобы наконец решить проблему бедности в стране, увы, мизерна.

 Солидную долю бедняков у нас составляют пенсионеры — где-то под полмиллиона. Для страны с населением под 3 миллиона, согласитесь, это более чем значимая доля населения, поэтому решить проблему бедности невозможно без существенного увеличения их пенсионного обеспечения. Но что делает правительство Пашиняна для улучшения материального положения указанной категории населения?

 Вот на днях министр финансов Армении Ваге Ованнисян на своей пресс-конференции по итогам прошедшего года привычно «обсосал» некогда вброшенную Пашиняном мысль о необходимости ответственной и осторожной политики со стороны правительства, которое не должно брать на себя обязательств, которые содержат риски невыполнения. А потом еще и сообщил, что причина неповышения размера пенсий в наступившем году связана, как выразился глава Минфина, с «расходными приоритетами».

 Таким образом, стало понятно, что среди приоритетов правительства Пашиняна судьба влачащих нищенское существование стариков не числится. Вот такое донельзя «ответственное» правительство, которое разбазаривает сотни миллиардов драмов на невнятные программы с мизерным для страны эффектом, но проявляет крайнюю осторожность в вопросе пенсий. Но, повторимся, не решив эту проблему, как правительство собирается решить в целом проблему бедности в стране?

 ДРУГАЯ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ КАТЕГОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ, КОТОРАЯ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НЕ УСТУПАЕТ, а возможно, даже превосходит пенсионеров, — это крестьянство. Но и здесь решение проблемы даже не просматривается. Сельское хозяйство завершило год в минусе, то есть валовой объем аграрной продукции даже не дотянул до уровня предыдущего года, который, надо сказать, также был отрицательным.

 Падение в основном связано со снижением производства животноводческой продукции, и одним из его факторов является утрата значительных пастбищ в приграничной зоне Армении. Социальным последствием подобной «ответственной» политики правительства стало падение уровня жизни в соответствующих сельских населенных пунктах. Таким образом, и тут правительству в плане преодоления бедности похвастать нечем, тем более что положение указанной категории населения не только не улучшилось или хотя бы осталось прежним, но и заметно ухудшилось.

 Между тем, не решив проблем с бедностью указанных двух обширных категорий населения — пенсионеров и крестьянства, правительству никак не удастся решить проблему в целом. Тотальный налоговый террор, когда, в частности, сотрудники Комитета госдоходов специально извещают об имеющихся налоговых задолженностях спустя … пару лет, чтобы изъять вместе с суммой недоимки и набежавшие за этот период немалые пени, а также сокращение безработицы путем создания низкооплачиваемых рабочих мест положение не спасут. Хотя бы потому, что, как указывалось в самом начале, даже среди работающих граждан немало бедняков.

 Кстати, параллельно ежемесячным заявлениям Пашиняна и главы Комитета госдоходов Бадасяна о рекордном количестве созданных (выведенных из тени) рабочих мест Всемирный банк в своем недавнем обзоре Armenia Monthly Economic UpdateJanuary 2024 сообщил, что безработица в Армении в 3-м квартале 2023 года составила 12%, хотя в том же периоде предыдущего года она была на уровне 11,6%. Как такое возможно, наверное, знает только министр экономики Ваан Керобян, который продолжает источать явно необоснованный оптимизм относительно того, что в наступившем году правительству удастся сократить уровень безработицы ниже 10%. Впрочем, заявлениям этого господина веры давно уж нет. Как и правительству в целом…