Логотип

ГАРРИ КЕСАЯН: «НЕ НАДО ЦЕПЛЯТЬСЯ К ВНЕШНЕМУ АНТУРАЖУ»

Гарри Кесаян — джазовый пианист, композитор, руководитель собственного коллектива — в конце прошлого месяца в очередной раз показал ереванцам свою обновленную программу. В течение вечера звучали произведения лидера бэнда в стилях блюз, фанк и ритм-н-блюз и, конечно, джаз. Как и в прошлые разы, ему аккомпанировали американские музыканты: великолепная певица Элейн Гиббс, виртуознейший саксофонист Гарнер Томас, еще в свой первый приезд в Ереван на джаз-фестиваль 1998 года поразивший ереванских фанатов джаза своими прямо-таки запредельными физическими возможностями, Ричард Тейлор, сочетающий в себе, казалось бы, несовместимое — фанковый басист и оперный певец, и энергичный барабанщик Грегори Браун. А в паре композиций с ними выступила и популярная сейчас у нас флейтистка Нелли Манукян.
Концерт получился достаточно "горячим" — красота мелодий композитора, его виртуозная техника, наложенные на мастерство и драйв афроамериканских музыкантов, завели зал с самого начала. Реакция публики на заставляющий бурлить кровь ритм, очаровывающие своей мелодичностью темы и потрясающую технику исполнителей была бурной — хлопали, топали, танцевали. А музыканты, чувствуя такую реакцию, старались добавить масла в огонь. От мощнейшего голоса Элейн Гиббс у слушателей пробегал мороз по коже, а от музыкальной эквилибристики и всяческих фокусов саксофониста зал взрывался громом оваций. Правда, в очередной раз подвела звукотехника, которую смогли отладить лишь к середине концерта. Иногда кажется, что ситуация в Ереване в этом вопросе никогда не исправится. . .
Но концерт концертом, а мне очень хотелось задать несколько вопросов самому Гарри, и я встретился с ним в недавно вновь открытом кафе "Аракс". . . Прослушав запись нашего разговора, я долго мучился, пытаясь отобрать для газеты те самые 3-4 вопроса, которые бы определили суть многочасового разговора. Не скрою, некоторые мысли музыканта показались мне спорными, кое с чем я просто не согласен, но ведь для этого и берутся интервью, чтобы представить читателям все имеющиеся точки зрения.
— Вы считаете себя армянским композитором, а играете вы самый настоящий американский джаз и фанк. Как вы это объясните?
— Очень просто. Дело в том, что у моей музыки армянская сущность, а облекаю я ее в формы, популярные во всем мире — джаз, фанк, ритм-н-блюз. И поверь, от этого моя музыка не становится менее армянской. Когда я пишу ее, то вкладываю в нее все то, что есть в душе у каждого армянина. Я люблю свою историю, культуру, страну и надеюсь, что эта любовь выражается посредством моей музыки. Да, в ней нет обязательного сейчас дудука, поет мои композиции чернокожая певица по-английски, но это лишь оболочка, а ведь главное не это. Главное — мышление, создающее тему, а гармоническое развитие, форма могут быть разными. Так что не надо цепляться к внешнему антуражу. Моя музыка построена на армянском мелосе, собственно, по-другому и быть не могло, ведь я слушал эту музыку с детства и создать нечто другое просто не смог бы, даже если бы захотел.
— Тогда получается, что композиции, которые вы исполняете, могут быть отнесены к популярному сейчас этноджазу?
— Я принципиально против термина этноджаз. Что это такое? Берешь народную мелодию, играешь сначала фольклорную тему, потом обычную для джаза импровизацию, потом снова тему и получаешь этноджаз? Если идти по этому пути, то можно провозгласить этнооперу, этнобалет, этнопопсу. На самом деле это все просто джаз, опера, балет. . . У этих жанров есть свои законы, по которым и идет развитие. Просто один балет пишет француз, а другой — армянин или узбек. И вполне естественно, что в их сочинениях звучат характерные для этого народа гармонии. Но это будет не этноопера, а просто опера, написанная армянским композитором с использованием фольклорных инструментов. То же и с джазом. Пожалуй, только термин "латинджаз" имеет право на жизнь, так как ритмы этого континента стали одной из составляющих джазовой музыки на заре зарождения этого жанра.
— Традиционному джазу вы явно предпочитаете джаз с элементами фанка и ритм-н-блюза. Причем в классическом его понимании. А как вы относитесь к многочисленным сегодня певцам, считающим себе исполнителями стиля R&B?
— Плохо. Во-первых, никакой это в массе своей не ритм-н-блюз. А во-вторых, старые исполнители имели свое собственное лицо, свою манеру, и по первым же тактам их композиций можно было догадаться, кто исполнитель. Сейчас попробуй разобраться, кто это поет. Однотипные чернокожие молодые люди и девушки с абсолютно одинаковой манерой, часто и голосами, поют одинаковые песни. Никакого впечатления. А еще обильно приправляют все это эротическими телодвижениями, явно рассчитывая на то, что именно это и вывезет их клип. Я устал от этого однообразия и безвкусицы. Одно успокаивает — скоро все это выйдет из моды и их уберут с экранов и сразу же забудут. А любители жанра опять будут слушать Марвина Гея, Барри Уайта и Айзека Хейса.
— А чем вы объясните настоящий джазовый бум в Ереване? Несколько фестивалей в год, 4-5 клубов, где живой джаз играют на постоянной основе, большое количество джазовых составов. . .
— Почему бум? Джаз в Ереване всегда был популярен. Еще в 60-е люди слушали джаз по радио — великого Уиллиса Конновера по "Голосу Америки", "Радио Монте-Карло", "Радио Сауди Арабиа", джаз играли во многих кафе — "Санасар-Багдасаре", ресторане гостиницы "Ани", в кафе, где мы сейчас сидим. Конечно, тогда не было такого изобилия информации, как сейчас, но люди искали, доставали, родственники привозили пластинки из-за рубежа, а потом весь город переписывал ее у счастливчика на свои магнитофоны. Так что нынешняя ситуация создалась не вдруг. Просто с конца 80-х до середины 90-х была какая-то пауза, вызванная, очевидно, политическим и экономическим положением страны.
— Слышал, что готовите новую программу. Если не секрет, что это будет?
— Нет никакого секрета. Я готовлю то, что сейчас называется разными модными словами — перформанс, хэппининг и т. д. А попросту говоря, это будет выставка моих картин (я немного рисую и надеюсь, что у меня это получается) и, конечно, буду играть. Это будет своеобразный рождественский концерт, который пройдет в Государственной картинной галерее 23 декабря. Гости услышат как мои мелодии, так и несколько джазовых стандартов. Надеюсь, удастся организовывать подобные мероприятия регулярно.
— Расскажите о ваших партнерах — как им Ереван, что им успели показать, что понравилось. . .
— К сожалению, на этот раз режим их пребывания в Ереване был очень напряженным и мы ничего не успели. Прилетели, порепетировали, отыграли, и они улетели. А насчет того, что им понравилось, могу сказать, что в свободную минуту они вышли погулять по центру и зашли в магазин. Так вот, они были поражены и восхищены количеством выставленных на витрине сортов водки. Ведь в Америке в обычных магазинах можно найти максимум 10 сортов водки, а тут такое многообразие. . . Они говорили и обсуждали этот факт весь вечер! Но я надеюсь, что в следующий раз смогу повозить их по республике и смогу показать им другие объекты для восхищения.