". . . еще и белый геноцид" — под этим названием вышло в свет на русском языке авторское издание книги кандидата исторических наук Артюши САНОСЯНА, в которой собраны статьи, написанные и опубликованные им в разные годы. Сборник состоит из четырех разделов: История и публицистика, Героическая самооборона жителей Ахалцихского и Ахалкалакского уездов в 1918г. , Археология, Путевые заметки.
НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЮТ ПЕРВЫЕ ТРИ РАЗДЕЛА. В первом собраны статьи, несколько разные по характеру и жанру, но объединенные общей тематикой. Это история северных областей Великой Армении, в частности Гугарка, большая часть которого в силу известных исторических причин сейчас входит в состав Грузии. В этих статьях рассматриваются как вопросы истории края, определения и уточнения его границ, так и отдельных населенных пунктов, таких как Сатха, Сулда, Гандза, Пока, Ацкур, Дилиф, Xизабавра, a также некоторые вопросы армяно-грузинских отношений, точнее, отношение грузин к армянам, нашедшее свое, пожалуй, наиболее красноречивое выражение в знаменитой фразе железнодорожников-грузин: "армяне — в последний вагон!". Так же, как в свое время в американском штате Алабама, известном своим расизмом, армянам в Грузии запрещалось садиться в те вагоны, где ездили белые, простите, грузины. Нам отводился только последний вагон поезда.
В статье, посвященной истории села Xизабавра, одного из двух наряду с Тамалой самых крупных сел нынешнего Аспиндзского района, лачинским клином вбитого между армянскими Ахалцихом и Ахалкалаком, автор прослеживает историю превращения армянского села в грузинское, Xоцанянов — в Xуциантовых-Xуциевых-Xуцишвили, на примере одного села раскрывая политику огрузинивания армянского населения края и всей Грузии.
Не меньший интерес у читателя вызывает рассказ о таинственной, но абсолютно объяснимой в русле сегодняшней политики Грузии по отношению как к своим гражданам-армянам, так и Армении, метаморфозе карты прародины индоевропейцев и путей их расселения, составленной В. Ивановым и Т. Гамкрелидзе. Как легко догадаться, карта была перерисована в Тбилиси, в итоге ареал заселения протогрузинских племен сильно вырос за счет индоевропейских, которые оказались оттеснены на периферию, а ареал протоармянских племен вообще уменьшился до смешного. Армянам на карте места попросту не осталось.
ВО ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ СОБРАНЫ 7 СТАТЕЙ, посвященных самообороне Ахалциха и Ахалкалака от турок как анатолийских, так и местных. Основанный на фактическом материале цикл перерастает в собственно историческое, отстраненное повествование ученого-историка. А. Саносян прослеживает и описывает каждый день семимесячной борьбы, показывает сильные и слабые стороны обороняющихся, самоотверженную решимость всех — от мала до велика, мужчин и женщин — защитить свои дома, свою родину, сохранить честь и достоинство. Особенно подробно описаны решающие бои возле сел Сатха и Дамала за обладание Ахалцихом. Оборону Ахалциха и прилегающих к нему армянских и грузинских сел возглавил новоназначенный городской голова дашнакцакан Зорий Зорьян; ахалцихцы с честью вышли из этого испытания.
Столкнувшись с необоримой силой ополченцев, турки, которые всегда уважали силу, отступили от своих замыслов: ахалцихцы остановили их наступление на Грузию, на Тифлис и спасли его от разорения. В статье много добрых слов и о грузинских ополченцах, о взаимной поддержке и помощи. Благодарные ахалцихцы тогда же, в 1919г. , назвали улицу города, на которой жил З. Зорьян — их командир и городской голова, его именем. Пришедшие к власти через два года большевики улицу переименовали, а Зорьяна сослали в лагерь. В 1972г. ахалцихцам, подавляющее большинство которых тогда еще были армяне, удалось поставить памятник на братской могиле ополченцев — армян и грузин, павших в бою при Ацкуре. Нынешние грузинские власти в упор не хотят видеть прошлого; с упорством, похвальным в иных условиях, они заняты выживанием армян из Грузии, заключает А. Саносян.
ПАМЯТНИКАМ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, свидетельствующим об исторической принадлежности края и его населении, посвящены статьи третьего раздела. Это описания вишапов, находящихся на территории Джавахка — свидетельствах культуры, характерной для Армянского нагорья, северо-западной оконечностью которого и является Джавахк; памятников, которые вне ареала армян не обнаружены. И это еще одно доказательство автохтонности армянского населения края, его непрерывной жизни на этом скудном высокогорье.
К сожалению, не обошлось и без ложки дегтя. Так, говоря о вишапах, автор делает сенсационный вывод, что созданы они были несколько десятков миллионов лет назад, когда это высокогорное плато (2000 м над уровнем моря) было. . . берегом океана. Не подтвержденная ничем эта догадка существенно снижает впечатление от добротного, научно скрупулезного описания вишапов. Не всегда аргументирована и лингвистически обоснована этимология топонимов. Не имеет связи с общей тематикой книги и ее последняя часть — "Путевые заметки". Написать такое мог кто угодно, они выпадают из общей направленности, существенно снижая общее впечатление.
Тем не менее. . . Издание книги ". . . еще и белый геноцид" на русском языке (на армянском она вышла лет 10 назад) было необходимо, так как историю нашу мы сами давно (насколько хорошо — другой вопрос) знаем, а вот напомнить нашим заклятым соседям и миру, что, как и почем — никогда нелишне.