— Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Я начал заниматься фигурным катанием в Шенгавитской спортшколе фигурного катания в 1972 году. Мне тогда было 6 лет. В 1982 году стал серебряным призером чемпионата СССР среди юниоров. Закончил спортивную карьеру в 19 лет, будучи мастером спорта СССР и получив тяжелейшую травму. Год вообще не мог стать на коньки. Уехал в Ленинград, где работал солистом в местном балете на льду, оттуда — в Одессу, потом — в США. Там я начал выступать в ледовых шоу. Вместе с моим партнером Акопом Манукяном мы в 90-х создали акробатическое фигурное катание. Выступали в шоу по всему миру — от Champions on Ice Тома Коллинза до Ice Capades и Disney’s Champions on Ice. Акоп до сих пор еще на льду, а я занялся продюсерской деятельностью. Работаю с европейскими, американскими и азиатскими фигуристами. Продюсирую ряд ледовых шоу, в том числе программу Плющенко.
— Почему японцы решили приехать в Армению?
— С японцами нас связывают давние отношения. Мы с Акопом были первыми в истории неяпонскими фигуристами, которые в 1997 году выступали в местном ледовом шоу в Токио. Потом я не раз привозил туда иностранных спортсменов. У нас сложились очень теплые отношения, я бываю в Стране восходящего солнца несколько раз в году. Когда национальная федерация рассматривала несколько вариантов подготовки к сочинской Олимпиаде, в том числе в России и Турции, я предложил приехать в Армению. Японцам понравились местные условия, была достигнута договоренность с руководством СКК им.Демирчяна, и сейчас японские фигуристы проводят здесь уже второй сбор, на который приехали члены национальной команды. Они собираются использовать СКК как базу для подготовки к Сочи. Нареканий со стороны гостей не было. Скажу, что, если японцам что-то не нравится, они сразу говорят об этом без лишнего крика и шума.
Завтра (разговор состоялся в четверг) фигуристы улетают на разные международные соревнования — начинается сезон. Участники Олимпийских игр будут определены на декабрьском чемпионате Японии.
— Расскажите о спортсменах, приехавших в Ереван.
— Их четверо. Нобунари Ода — парень из 17-го поколения самураев, очень опытный спортсмен, становился чемпионом мира среди юниоров. Акико Сузуки — эта девушка является бронзовым призером ЧМ-2012. Тацуки Матида — серебряный призер чемпионата четырех континентов 2010 года. Более работоспособного человека я, наверное, не встречал. Сатоку Михара считается восходящей звездой женского одиночного катания. Вместе с ними приехал знаменитый швейцарец Стефан Ламбьель — двукратный чемпион мира, серебряный призер ОИ-2006. Он здесь находится в качестве консультанта федерации. Делегация состоит из 23 человек — тренеры, врачи, массажисты и т.д.
— Как дела у Плющенко? Выступит ли он в Сочи?
— Женя перенес серьезную операцию на спине. Он очень одаренный человек, упорный и целеустремленный. Если он примет участие в Играх в Сочи, это уже будет спортивным подвигом. Сможет ли выиграть? Не хочу загадывать.
— Как часто вы бываете на родине? Какие впечатления?
— В последние 25 лет приезжал несколько раз. А что касается впечатлений… Скажу о том, что меня больше всего беспокоит. Ситуация с фигурным катанием в стране просто позорна. За последний год только в Краснодарском крае РФ открыто 17 катков. Наши олигархи-армяне легко могут потратить несколько миллионов долларов, чтобы какая-нибудь звезда шоу-бизнеса спела у них на дне рождения. Хотелось, чтобы у них почаще появлялись патриотические побуждения, тогда, может, в Ереване наконец построят каток. Нужно думать о здоровье нации. Армения в процентном отношении занимает, на мой взгляд, первое место в мире по количеству курящих мужчин.
Мы дали миру прекрасную плеяду специалистов: Айк Кюнджян (бывший президент английской федерации), Рафаэль Арутюнян, Гурген Варданян, Акоп Манукян, Самвел Айрапетян, Мелания Степанян. А что происходит сейчас? Это же дикость, когда дети катаются на пластиковом покрытии за неимением льда. Ведь реально речь идет о нескольких миллионах долларов, на которые можно построить школу, где ребята смогут тренироваться. В ереванском СКК прекрасные условия, но это частная собственность. Я встречался с новым министром спорта Армении Юрием Варданяном, надеюсь, он что-то предпримет. Я со своей стороны готов оказать помощь. Для меня это вопрос не денег, а чести и долга перед родиной. Вы посмотрите, какими голодными глазами армянские дети смотрят на лед! Кто в этом виноват — наши юные фигуристы или их родители?
— Так кто же виноват?
— Расскажу одну историю. Японцы увидели в Ереване недостроенные дома и спрашивают меня: «Почему фундамент домов заложен, а крыши до сих пор нет?» Я им пытаюсь объяснить, что не хватило денег и строительство пришлось заморозить. Знаете, что они сказали? «А когда начинали строительство, разве трудно было посчитать, сколько нужно денег, чтобы его завершить?»
В следующем номере «ГА» читайте продолжение — беседу с президентом Федерации фигурного катания Армении Меланией Степанян.