Пока европейцы ломали голову над вопросом, стоит ли Армении подписывать ассоциативное соглашение без договора о свободной торговле, армянская сторона устами зампредседателя РПА министра науки и образования Армена Ашотяна заявила, что ассоциативное соглашение не Библия и может быть подвергнуто коррективам, — до ноября еще есть время. Между тем президент РА Серж Саргсян посетил Минюст, где объявил о готовности продолжить реформы, а также о том, что порядка 50 документов, связанных с предстоящим членством РА в Таможенном союзе, должны быть разработаны и представлены на утверждение парламента.
Готовы к «интенсивным консультациям»
Министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян оповестил комиссара Евросоюза по вопросам расширения и соседства Штефана Фюле и министра иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы Линаса Линкявичуса о готовности армянской стороны к продолжению «интенсивных консультаций». Ранее руководитель аппарата президента Виген Саргсян объявил о готовности Армении подписать ассоциативное соглашние в обход договора о свободной торговле, подтвердив тем самым курс РА на политическое сотрудничество с ЕС и приверженность европейским ценностям…
ЕСЛИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ БРЮССЕЛЬ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ МНЕНИЯ ГОСДЕПА США о том, что решение президента РА Сержа Саргсяна о вступлении в Таможенный союз с последующим членством в Евразийском союзе было принято под давлением Кремля, то подходы ЕС к дальнейшему сотрудничеству с Арменией не должны основываться на жесткой позиции, напротив — ЕС должен постараться придать новый импульс «интенсивным консультациям» по вопросу частичного подписания Арменией ассоциативного соглашения в обход договора о свободной торговле. В противном случае позиция ЕС будет выглядеть как месть суверенному государству.
В Москве отрицают, что на президента РА было оказано давление, однако даже тех, кто был склонен в данном случае доверять Кремлю, явно смутили недавние выпады в адрес Кишинева. Москва угрожает Молдавии отключением газа в сезон зимних холодов и негативным развитием сценария урегулирования приднестровского конфликта. На фоне подобных угроз мнение официального Брюсселя, Госдепа США, а также Народной партии Европы о давлении на Армению выглядит в глазах мирового сообщества вполне обоснованным. Что ж, давление – это тоже способ достижения результата, более того, один из основных способов современной политики, к которому регулярно прибегает, например, Госдепартамент заокеанской сверхдержавы.
Так или иначе, а договор о членстве РА в Таможенном союзе (дорожную карту) планируется подготовить уже к концу года, а окончательное подписание планируется провести 1 мая 2014 г., однако как полноценная структура Евразийский союз начнет действовать только в 2015 г. Об этом заявил глава департамента развития Виктор Спасский. По его словам, Таможенный союз — сугубо экономическая структура и не мешает политической интеграции Армении в европейские структуры.
Акценты внутри страны
Если в субботней публикации главный акцент был сделан на продолжении внешнего диалога как с Россией, так и с Евросоюзом, то сегодня уместнее поговорить о том, что главный диалог руководство РА должно начать внутри страны, причем безотлагательно, ибо к нему вынуждает сложившаяся ситуация.
И ДИАЛОГ ЭТОТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАПРАВЛЕН на то, чтобы не только словом, но и делом убедить граждан, что демократические реформы — это наш выбор, а не подчинение директивам Евросоюза. Преобразования в области демонополизации рынка, борьба с коррупцией, протекционизмом и нецелевым использованием бюджетных денег нужны в первую очередь нам самим. Отношение власти к народу должно быть обусловлено не темпами интеграции в европейские структуры, а политической волей и готовностью действовать не вопреки, а сообразно воле граждан. Отсутствие подобного диалога чревато сползанием внутриполитической ситуации к многоочаговым уличным конфликтам…
Европейцы были оповещены
Пресса весьма прохладно отреагировала на пресс-конференцию секретаря Совбеза лидера «Оринац еркир» Артура Багдасаряна, которая состоялась на исходе минувшей недели. Нам, однако, хотелось бы сосредоточить внимание на некоторых акцентах этого мероприятия.
ИТАК, БАГДАСАРЯН ИЗВЕСТИЛ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ о том, что переговоры по вхождению Армении в Таможенный союз носили отнюдь не тайный характер, что европейские партнеры были оповещены о том, что переговоры вокруг предварительного подписания ассоциативного соглашения, включая договор о свободной торговле, велись параллельно с переговорами о вступлении в Таможенный союз. «Европейские партнеры, заявляю об этом официально, — подчеркнул секретарь Совбеза, — были нами оповещены о том, что целый год, параллельно с переговорами с ЕС, велись переговоры относительно членства в Таможенном союзе с комиссией Христенко».
Багдасарян недвусмысленно дал понять, что стоял у истоков интеграции в Таможенный союз, при этом чуть дольше, чем следовало, остановился на теме прозападной ориентации премьер-министра, однако проявил «великодушие» и проинформировал журналистов о том, что «высокопоставленные должностные лица могут иметь разные взгляды на один и тот же вопрос», — все, мол, имеют право на ошибку и на то, чтобы «изменить свое мнение». После 3 сентября началась, что называется, атака шепотом: в СМИ потекли организованные утечки о том, что президенту далее не по пути с премьером-западником и проч.
Спикер партии власти и вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов, напротив, подчеркнул в ходе встречи с журналистами, что премьер-министр Тигран Саркисян никогда не выступал против Таможенного союза и не раз заявлял, в том числе с парламентской трибуны, что Таможенный союз и ассоциативное соглашение носят взаимодополняющий характер. Шармазанов подчеркнул также, что договор о членстве РА в Таможенном союзе будет представлен на ратификацию парламента.
Что касается совместных с РФ экономических программ — от открытия абхазской железнодорожной ветки (это качественно изменит ситуацию в регионе) до строительства железной дороги с Ираном и новой атомной станции, то эта тема заслуживает отдельного разговора о том, каким будет «новое присутствие» России на экономическом пространстве РА.
