Логотип

ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ

НЕ ТАК ДАВНО УВИДЕЛА СВЕТ МОНОГРАФИЯ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК АЛЕКСАНА АКОПЯНА «Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках». Выход второго, переработанного издания (первое напечатано в 1987 г.) обусловлен необходимостью более глубокого семантического анализа терминов «Албания» и «албанцы» в античных и средневековых источниках на протяжении ряда веков. Автор представляет важнейшие этапы албанской истории в период с IV в. до н. э. до X в. н. э., подробно анализирует уникальный памятник армянской исторической литературы X века «Историю Албании» Мовсеса Дасхуранци (названного также Каланкатуаци).

Солидный объем монографии, множество источников, сопоставление и анализ различных цитат с выбором наиболее достоверных  версий не предоставляют возможности подробно рассказать, как оценивает автор весь путь албанцев от сражения при Гавгамелах в войске Дария III против Александра Македонского до полной потери государственности с подчинением персам в средние века. Не случайно книга рекомендована для чтения востоковедам, историкам-арменоведам и кавказоведам. Для читателей из категории простых смертных полезно будет иметь представление о важнейших вехах истории Албании.

По сведениям античных историков, Албания (I в. до н.э. — III в. н.э.) была значительным царством на востоке Закавказья, гранича с Великой Арменией, Сарматией, Иверией, а на востоке доходя до Каспийского моря. В этническом плане она состояла из 26 племен, имевших своих царьков и говоривших на собственных языках или диалектах. Многие из них ассимилировались, исчезли. Среди прямых потомков А. Акопян называет современных удинов-утийцев, чей язык относится к лезгинской подгруппе дагестанских языков.

С начала I в. н.э. Алуанк становится мишенью походов римлян, которые не всегда одерживали победы, но принуждали албанцев воевать на стороне Рима. Развитию страны мешали грабительские нашествия северных племен — алан, хазар и др. Примечательно, что с Арменией у албанцев отношения сохранялись добрососедские, граница пролегала по Куре.

В III веке ситуация в регионе изменилась в связи с усилением Сасанидского Ирана. Он развернул борьбу с Римом, стремясь подчинить соседей, включая Армению и Албанию. В середине III века обе страны попадают под владычество Сасанидов.

В IV В. К ВЛАСТИ В АЛУАНКЕ ПРИХОДИТ ДИНАСТИЯ АРШАКИДОВ, генетически восходящая к армянским Аршакидам. Она просуществовала до первых десятилетий VI в. В этот период Месроп Маштоц создает албанский алфавит, страна принимает христианство. Григор Лусаворич рукополагал и отправлял в разные стороны иереев и епископов. Так, в Иверию (Картли) от отправил Иринарха, в страну лазов — Софрония, в Албанию — Фому. Начало христианизации Алуанка автор датирует 315 годом.  Кстати, Иверская церковь вышла из номинального  подчинения армянскому католикосату в 609 году.

В 428 г. Сасаниды упраздняют Аршакидское царство Великой Армении и создают в Закавказье систему трех марзпанств —  «Армения», «Иверия» и «Албания» («Аран»). В состав последнего они включают Албанское царство (вместе с перешедшими к нему после 428 г. армянскими областями Утик и Арцах на правобережье Куры) и восточную область античной Албании до Дербентского прохода. Центром марзпанства становится город Чола (Чор, Дербент).

Албанцы вместе с армянами вели освободительную борьбу против Сасанидов. В какой-то момент Албания сбросила персидское иго под руководством Ваче II. Но через 2 года, в 461 г., сын Иазкерта Пероз, укрепившись на престоле, подавил восстание, удалил от власти царя Ваче II и восстановил в 461 г. марзпанский режим. Столицу перенесли в г. Партав в области Утик, управление осуществляли персидские марзпаны, назначаемые Сасанидами. Одновременно с политическими переменами с VII в. постепенно происходит деэтнизация алуанских племен. А во второй половине XI века край начинают заселять сельджуки.

А. Акопян касается многочисленных искажений фактов, фальсификаций со стороны азербайджанских историков, которым (ну, очень) не нравится бесспорная, подчеркиваемая многими нейтральными исследователями истина о том, что граница между Албанией и Арменией проходила по Куре. Когда люди (или народы) без роду и племени пытаются найти «родственников», обнаружить свои следы в далеком прошлом, это поначалу выглядит смешно. Но оставлять без внимания подобные шаги опасно.

В монографии путем анализа различных цитат из произведений фальсификаторов разоблачаются попытки переписать историю на свой лад, объявить армянские церкви албанскими, а Утик и Арцах — вырвать из истории Армении.

НАШИ СОСЕДИ ЗАНИМАЛИСЬ ЭТИМ С ДАВНИХ ПОР. В книге приведена карта из «Атласа Азербайджанской ССР» (1963 г.). Там есть такие понятия, как Нахичеванская культура (II тыс. — середина I тыс. до н.э.) или Ходжалы — Кедабекская культура (III тыс. — середина I тыс. до н.э.). Оказывается, эти экзотические культуры располагались в Нахиджеване и Арцахе, но соседи отнюдь не собираются признавать, что в указанные ими периоды здесь жили армяне.

 В отличие от авторов подобных антинаучных опусов А. Акопян объективно излагает взаимоотношения Армянской и Албанской церквей, приводит список албанских католикосов IVXII вв. А насчет попыток фальсификаторов выставить армян албанцами автор пишет: «…армянское население Албании никак не потеряло своего армянского самосознания и идентичности… это население представляло свою историю в качестве составляющей общеармянской истории, возводило себя через Арана и Сисака к Хайку, прародителю армян, а свою страну и себя называло наряду с традиционным термином «Алуанк» также и терминами «Восток» и «восточные», которые означали «Восток Армении» и «восточные из армян».

Алексан Акопян посвящает книгу памяти научного и политического соратника и зачинателя арменоведческой серии «Урени» («Ива») Амбарцума Галстяна (1955-1994). Приводит цитату из Галстяна: «Если мне посчастливится еще раз родиться в человеческом обличие, то оставлю все эти глупости и займусь только историей». Книга Акопяна издана в качестве III выпуска «Урени».