В нашей предыдущей публикации ("ГА" от 5 декабря) мы обратили внимание на тот факт, что отношение официального Вашингтона к Армянскому вопросу никак не обусловлено партийной принадлежностью американских сенаторов или президента этой страны. В октябре 2000 года демократ Билл Клинтон воспрепятствовал принятию резолюции по Геноциду армян, хотя общественно-политическая мысль почему-то склонна винить в этом экс-спикера Палаты представителей Конгресса США республиканца Денниса Хастерта.
Впрочем, уже на пятый день после отклонения резолюции, 24 октября 2000 года, Союз армян России выступил со специальным заявлением: "Мы протестуем против политики двойных стандартов в отношении к этому тяжкому преступлению, которую проводит нынешний президент США Б. Клинтон. . . Сорвав принятие Конгрессом США резолюции с осуждением этого преступления, президент Б. Клинтон поставил под сомнение основные права человека, право народов на жизнь, веру в незыблемость норм международного права, в элементарную человеческую мораль и справедливость. . . Президент Б. Клинтон поддержал, по существу, закон джунглей. . . Нынешний президент США Б. Клинтон и представители его администрации останутся в памяти армянского народа как пособники Геноцида".
Следует вместе с тем заметить, что свое возмущение по поводу отклонения резолюции выразили и некоторые представители американских демократов. В частности, известно выступление сенатора Адама Шифф: "Я глубоко разочарован и оскорблен действиями спикера Палаты представителей Денниса Хастерта и республиканского руководства палаты, которые привели к отказу от постановки на голосование резолюции о Геноциде армян. Правительство в Анкаре в дни после отзыва спикером резолюции заявило о своем сильном влиянии на правительство Америки. Несмотря на это заявление и на свою победу в вопросе постановки резолюции на окончательное голосование, турецкое правительство не обладает — и никогда не будет обладать — правом вето в демократической системе Америки. Слишком много поколений американцев приносило жертвы в борьбе за наши права и свободу, чтобы сегодня предавать их под давлением иностранного правительства".
Несмотря на тот факт, что в заявлении Адама Шиффа прослеживается попытка смещения вектора негодования в сторону республиканцев, тем не менее сенатор все равно принципиален: "Вместе с тем я считаю, что и администрация США несет большую долю ответственности в этом вопросе. Вместо того чтобы уступать давлению турецкого правительства, администрация должна была попросту игнорировать эти угрозы. Я горжусь тем, что я демократ, но никогда не смогу простить представителя власти — независимо от его партийной принадлежности, — который не оправдает доверия армянской общины США".
В своем заявлении Адам Шифф прямо не указывает на демократа Билла Клинтона, однако сам факт критики президентской администрации действительно свидетельствует о последовательности его позиции. Что, между прочим, нельзя сказать о самом бывшем президенте; уже после своей отставки Билл Клинтон вновь выступил "апологетом" признания и международного осуждения Геноцида армян, а 22 апреля 2005г. демократы Б. Клинтон и Дж. Керри призвали Буша признать это преступление.
Ранее, 28 марта 2005 года, аналогичную позицию высказал и демократ Патрик Кеннеди. Будучи членом Комитета по армянским вопросам Конгресса США, он — сын сенатора Эдварда Кеннеди и племянник 35-го президента США Джона Кеннеди — заявил: "Сегодняшнее правительство Турции должно прекратить свою позорную политику отрицания Геноцида армян. Американская администрация не хочет говорить о Геноциде армян, дабы не обидеть Турцию. . . Призываю администрацию Буша выступить против продолжающейся политики Турции по отрицанию Геноцида армян и содействовать принятию резолюции Конгресса о признании Геноцида армян как преступления против человечности".
Никоим образом не пытаясь ставить под сомнение искренность слов отдельных представителей Демократической партии США, следует вместе с тем отметить, что "армянская надежда" перманентно находится между "демократической Сциллой" и "республиканской Харибдой", противоречия между которыми каждый раз нивелируются планкой стратегических интересов официального Вашингтона. Необходимо также подчеркнуть, что в понимании янки само понятие "демократ" никак не ассоциируется с человеколюбием или пацифизмом. Это сугубо партийный термин, не предполагающий излишних эмоций.
В частности, 11-й президент США демократ Джеймс Нокс Полк вел войну против Мексики (1846-48) , захватил более половины ее территории и неоднократно вторгался в Колумбию (с 1846). Более того, один из организаторов захватнической американо-мексиканской войны Джеймс Бьюкенен вскоре сам станет президентом США именно от Демократической партии; 15-й глава республики помимо всего прочего содействовал и усилению рабовладельческого Юга.
Демократ Эндрю Джонсон был известен своим "империалистическим аппетитом"; кстати, именно этот 17-й президент США купил Аляску у России. Другой представитель Демократической партии — Стивен Гровер Кливленд проводил политику "панамериканизма". Данный список можно продолжить, однако обратим внимание на более близкий нашему времени период: в частности, демократ Гарри Трумэн (33-й президент США) отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Он также один из инициаторов создания военно-стратегического блока НАТО.
На демократе Гарри Трумэне можно остановиться и отдельным пунктом, так как именно в его бытность президентом США в Нью-Йорке начал свою работу Всемирный армянский конгресс (30 апреля — 4 мая 1947 года). На форуме принимали участие 715 делегатов из 22 стран и 31 церковной епархии с целью "возбуждения в условиях, создавшихся после Второй мировой войны, вопроса о возвращении захваченных Турцией армянских земель". Перед началом работы будет зачитано знаменитое послание Католикоса Всех Армян Геворга VI и обращение правительства Советской Армении. Впрочем, к моменту открытия конгресса Гарри Трумэн уже представил миру известную доктрину, разработанную вместе с Черчиллем: особым пунктом в ней значилась необходимость оказания военно-политической и финансовой поддержки Турции в связи с возможной "коммунистической агрессией". Именно в 1947 году МВФ и МБРР в "спешном порядке" примут в ряды своих членов Турцию, а Вашингтон заключит с ней военное соглашение. Уже на Всемирном армянском конгрессе представитель Госдепартамента США заявит, что доктрина Трумэна "базируется на непоколебимости территориальной целостности Турции". Примечательно, что уже в 1949 году Анкара вступит в Совет Европы, а в 1952 году станет полноправным членом НАТО.
За укрепление военных блоков и усиление военной мощи США выступал и президент-демократ Джон Фицджеральд Кеннеди. Его преемник — 36-й глава Белого дома Линдон Джонсон (также демократ) начал войну во Вьетнаме и осуществил вооруженное вмешательство в Доминиканскую Республику. В пылу предвыборной гонки демократы не любят вспоминать и то, что их последний президент Билл Клинтон теми же методами — как и в случае с Ираком — с применением военной силы против мирного населения пытался решить региональный кризис на Балканах и бомбил Белград. Спустя годы этот очаг напряженности не только не погашен, но и периодически вспыхивает новыми, еще более жестокими конфликтами при подстрекательстве и прямом участии террористов, в том числе наемных. Сегодня уже на очереди "демократическое" Косово. . .
