Логотип

В БЕЛОМ ВЕНЧИКЕ ИЗ РОЗ. . .

Говорят, что сегодня многие зарубежные политтехнологи, которые получают зарплату за аналитические материалы об Армении, бьются над вопросом: "Кто такой Гагик Царукян и кто такая эта до недавнего не известная "Процветающая Армения", так бодро взявшая с места в карьер и стремящаяся сформировать большинство в парламенте?" Зарубежных политтехнологов можно понять: они ведь привыкли думать, что если вдруг из ниоткуда появляется новая влиятельная политическая сила, то значит, у нее обязательно есть серьезная геополитическая крыша. Ищут они эту крышу, ищут, а найти не могут. Потому что сытый голодного не разумеет.
Недавно попался на глаза один российский журнал — "Персоны влияния", который, по-видимому, пытаясь разрешить для себя "загадку Царукяна", опубликовал с ним интервью. Очень интересное интервью, советую прочитать. После него становится как-то веселее жить. Там Гагика Царукяна спрашивают про его точку зрения на борьбу с мировым терроризмом и тому подобное. Забавно, но понятно: ведь российский журналист искренне полагает, что лидер партии, претендующей на большинство в парламенте, должен иметь свой свежий взгляд по поводу борьбы с мировым терроризмом и по другим глобальным темам. . .
Сегодня часто принято сравнивать кампанию по раскручиванию "Процветающей Армении" с кампанией по раскручиванию "Оринац еркир" перед парламентскими выборами 2003 года. Эти сравнения, конечно, имеют под собой почву, но давайте согласимся также, что Гагик Николаевич Царукян и его "Процветающая Армения" — это все-таки гораздо круче, можно сказать — новое слово в истории новейших армянских политических технологий. Ведь "Оринац еркир" и Артур Багдасарян ворвались в парламент на "благотворительности авансом", обещая избирателям вернуть их замороженные советские вклады и тому подобное. Но это все-таки была программа. Какая-никакая, а программа.
"Процветающая Армения" сделала по сравнению с "Оринац еркир" существенный шаг вперед. Она раздает не обещания, а вполне осязаемые, конкретные предметы, которые можно не только потрогать руками и спрятать в сундук, но и попробовать на вкус. . .
Политика и благотворительность. Сегодня многие задаются вопросом: как важна благотворительность для того, чтобы стать успешной политической силой в Армении? Тут просто грех не вспомнить еще одну легендарную фигуру современной армянской политической действительности — Тиграна Карапетовича. Как-то выступая с программно-концептуальной речью на съезде своей партии, он в присущем только ему одному неповторимом речевом стиле сказал одну примечательную фразу. За точный порядок слов не ручаюсь, но смысл был следующий: дескать, когда мы занимаемся благотворительностью, раздаем телевизоры или что-то еще, мы же не требуем чего-то взамен. НО МЫ ЗНАЕМ, ЧТО НАШ НАРОД НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕБЛАГОДАРНЫМ. Фраза эта вполне достойна того, чтобы войти в учебники по новейшим избирательным технологиям развивающихся стран.
К тому же, заметим, благотворительная деятельность как механизм привлечения голосов избирателей — занятие не только гораздо более простое, чем изложение идейно-программных постулатов, но в определенном — геополитическом смысле — и более безопасное. По крайней мере за это бить и компроматы сливать геополитические центры вряд ли будут. Возьмем пример той же "Оринац еркир". Ведь раньше, когда Багдасарян обещал вернуть вклады, это никак не раздражало геополитические центры и он без проблем оказался аж в спикерах парламента. Но вот сегодня, когда Багдасарян в интервью западной прессе говорит о том, что проблемы взаимоотношений Армении и России должны находиться на четвертом только месте после ЕС, НАТО и чего-то там еще. . . это уже серьезно. Это не вклады возвращать. Поможет ли эта концепция "Оринац еркир" снова оказаться в парламенте? Очень сомнительно. . .