Логотип

БАКУ ПРОДОЛЖАЕТ ПРОВОКАЦИИ ВОКРУГ ОККУПИРОВАННОГО ШУШИ

ОСНОВАННЫЙ АРМЯНСКИМ МЕЛИКОМ (КНЯЗЕМ), ВИДНЫМ ДЕЯТЕЛЕМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ АРЦАХА начала XVIII века сотником Аваном город-крепость стал со временем не только культурно-просветительским центром, символом созидательного труда и несгибаемого духа карабахских армян, но и объектом многолетней ожесточенной борьбы между его истинными, исконными хозяевами и кочевниками, обосновавшимися в регионе.

Приведем лишь несколько фактов, свидетельствующих об исторических реалиях и подлинных хозяевах города.

Армянские, грузинские, персидские и русские источники единогласно свидетельствуют о том, что до середины XVIII века в Нагорном Карабахе в целом не было тюркского элемента и т.н. закавказских татар (в дальнейшим названных азербайджанцами). Произведенные раскопки старой части армяно-греческого кладбища, примыкающего к восточной крепостной стене Шуши, показали, что в той же местности в XII-XIII веках было армянское кладбище, хачкары которого в дальнейшем, в середине XIX века, использовались для новых захоронений. «Найденные здесь пять хачкаров XII- XIII веков свидетельствуют о том, что Шушинское плато было заселено армянами в самую процветающую эпоху армянского владычества Хачена», — заключили археологи.

На месте расположения нынешнего Шуши, согласно армянским историческим источникам, было поселение, в котором в 1428 году епископ Мануэл (в некоторых источниках Тер-Манвел), служивший в церкви Амарас, переписал Евангелие, ныне хранящееся в Институте древних рукописей Матенадаран г. Еревана. На последней странице, в колофоне, автор пишет, что проделал работу «в селе Шушу земли Амарас».

Шушинское плато являлось наследственным поместьем Мелик-Шахназарянов, правителей Варанды, и с половины XVII века здесь обосновались представители некоторых ветвей этого рода.

В середине XVIII века бродящие в куро-араксинском междуречье тюркоязычные племена с разбойничьими нравами объединились вокруг предводителя кочевого тюркского племени джеваншир из рода сарыджаллы Панаха. Последнему, пользуясь междоусобицей арцахских меликов, удается обосноваться в крепости Шуши. Панах провозглашает Карабах ханством, а себя самого ханом. После появления в Шуши Панаха и в период правления его сына Ибрагим-хана Шуши становится очагом интриг, угроз и несчастий для армян Арцаха.

С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ГЮЛИСТАНСКОГО ДОГОВОРА (1813 Г.) И УПРАЗДНЕНИЕМ В 1822 ГОДУ ханской системы в Карабахе установилась стабильность, а Шуши стал последовательно развиваться. Армяне жили преимущественно в верхней, горной части Шуши. Каждый из порядка двух десятков армянских кварталов имел собственный центр и свою церковь. Особого внимания заслуживает шушинская церковь Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц, самый крупный храм Шуши. «Даже визуально Шуши напоминает о себе как об армянском городе, с учетом величественного храма Всеспасителя», — отмечал писатель, руководитель благотворительного фонда «Шуши» Бакур Карапетян.

В составе Российской империи начался период благоустройства и процветания города. В Шуши функционировали гимназии, театры, музыкальные заведения, издавались газеты и журналы.

В 1830-х годах в Арцахской епархии ААЦ действовало 25 армянских школ. Только в Шуши в 1835 году были 3 армянские школы с 100 учениками. Важным явлением в жизни армян Арцаха стало открытие в 1881 году Шушинского реального училища. Выпускники этого государственного заведения могли продолжить обучение в российских и европейских вузах. Приобщившись к передовым идеям и современным общественным, политическим, культурным явлениям, они, вернувшись на родину, посвящали свои знания и опыт развитию края.

В конце ХIХ века в Шуши открывается русская Мариинская женская гимназия, большинство учащихся которой были армянской национальности. Так, в 1898 году из 257 учениц 240 были армянками, 14 — русскими, 2 — татарками и одна — иной национальности.

Шуши известен также как важный центр армянского книгопечатания. В этом плане он был вторым после Эчмиадзина, а на всем Закавказье — третьим после Тифлиса. С 1874 года до марта 1920 года в Шуши вышло в свет 28 наименований газет и журналов, из коих 25 армянских, 3 русских. Первым периодическим изданием была газета «Айкакан ашхар» (1874 г., издатель Хорен Степанян). Беспрецендентным явлением в истории этнографии Армении стало издание в 1896 году в Шуши известным этнографом Ервандом Лалаяном журнала «Азгагракан андес» («Этнографический вестник»), который заложил основу для последующих демографических исследований. При этом надо сказать, что до 1921 года в Шуши не издавалось ни одной газеты на тюркских языках.

В данный период в Арцахе заметно развивается арменоведческая мысль. Выходят в свет труды, посвященные грамматике армянского языка. В 1829 году в Шуши были изданы «Краткая армянская грамматика» Погоса Нерсисянца-Карабахского, «Краткий древнеармянский и новоармянский словарь» (1830 г.) вардапета Овсепа Арцахеци.

Шушинская интеллигенция держала руку на пульсе национальной духовной и культурной жизни. В армянских школах города регулярно отмечались национальные праздники, особенно Вардананк. Мероприятия, посвященные созданию армянского алфавита, в Шуши превращались в общегородские празднества.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН, БУДУЧИ В МАЕ 1865 ГОДА В ШУШИ, писал: «На Кавказе, как и везде, армяне выполняют прогрессивную роль, а татары — роль консерваторов, в общем — препятствующих элементов». Сами основатели Азербайджанской республики 1918-1920 годов Агаев и Топчибашев отмечали в 1906 году, что «…тюрки очень невежественны… В то время как армяне имеют любого рода и типа школы, тюрки лишены этого».

Вместе с тем армянские писатели, ученые, деятели различных сфер старались способствовать интеллектуальному и культурному развитию проживающих в Шуши тюркоязычных мусульман. Представители армянской общественности прекрасно осознавали, что тяжелое бытовое положение и невежество в тюркской части города являются благодатной почвой для агрессивности и непредсказуемости, поэтому позволяли тюркам пользоваться услугами армянских культурных очагов, типографий и даже учиться в епархиальной школе. Богатыми армянами выделялись суммы на обучение мусульман грамоте, обеспечение хлебом неимущих тюрков и т.д.

День за днем Шуши становился одним из культурных, экономических и интеллектуальных центров армян всего Закавказья. Посещавшие Шуши иностранцы называли его «Армянский маленький Париж».

Согласно данным первой переписи населения Российской империи 1897 года в Шуши проживало 25 881 человек, из которых 14 420 — армяне, 10 778 — татары (ныне азербайджанцы). А в 1904 году численность населения Шуши достигла 33 тысяч 187, из коих 54,2% составляли армяне, 43,8% — тюрки (татары), 1,8% — русские и 0,2% — представители других национальностей.

Выходцами из Шуши были многие известные деятели армянской и мировой культуры: крупнейший представитель скульптурного искусства Акоп Гюрджян, знаменитые художники братья Микаел и Сергей Арутчьяны, Народный художник СССР Ерванд Кочар, всемирно известные композиторы Александр Мелик-Пашаев, Микаел Таривердиев (его отец, Леон Таривердян, родился в Шуши). Родом из Шуши выдающийся армянский писатель и драматург Мурацан (Григор Тер-Ованнисян). Шушинец Иван Лазарев, военный деятель русской армии, генерал-лейтенант, отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командуя корпусом, осадившим и взявшим Карс. Шуши прославили дважды Герой Советского Союза летчик Нельсон Степанян, генерал-майор, Герой Советского Союза Андраник Казарян. Шушинцем по происхождению был и министр черной металлургии СССР Иван (Ованес) Тевосян. Список можно долго продолжать…

Шуши прославился не только именами отдельных культурных, военных, политических и общественных деятелей, но и целыми династиями выдающихся людей.

Представители династий Шахназарянов, Жамгарянов, Чгнаворянов, Мелик-Пашаянов, Паранджановых, Хандамирянцев, Джилавянов, Бабаян-Тамирянцев, Тарумянцев, Ерамишянцев и многих других были известны далеко за пределами края, в передовых европейских и российских кругах.

Однако армянский Шуши, давший миру столько выдающихся личностей, ожидала большая беда. Свою роль в этом сыграли нестабильная военно-политическая ситуация на периферии Российской империи, гонения армян в Турции, завершившиеся геноцидом, и первая мировая война. На фоне усиления турецкого влияния в регионе нарастали конфликты между кавказскими татарами и арцахскими армянами. Противостояние вспыхнуло с новой силой в 1918-1920 годах после того, как 27 мая 1918 года партия «Мусават» провозгласила прежнюю Бакинскую и Елизаветпольскую губернии азербайджанскими.

РОКОВЫМ ДЛЯ ШУШИ СТАЛ МАРТ 1920 ГОДА. СОСРЕДОТОЧИВ БОЛЬШИЕ СИЛЫ В ШУШИ, азербайджнцы и турки 23 марта 1920 года подвергли резне и разграбили армянскую часть города. Была организована ужасная бойня мирного населения. Как отмечают историки, резня была подготовлена и организована азербайджанскими властями под руководством турецких эмиссаров, стала логическим продолжением политики Турции по истреблению западных армян. Варварски был уничтожен некогда благоустроенный и полный жизни армянский Шуши. «На Кавказе был один бриллиант. Турки разбили этот бриллиант», — констатировала одна из грузинских газет того времени.

C целью поддержания у арцахских армян психологического комплекса жертвы, недопущения возвращения прежнего населения города в свои очаги, власти советского Азербайджана сохраняли руины Шуши до середины 60-ых годов. Спасшиеся чудом церкви Казанчецоц и Канач жам долгое время оставались в полуразрушенном состоянии. Руины города крайне угнетающе действовали на посетителей.

Шушинцам, вернувшимся в свой город после его освобождения в мае 1992 года, не было суждено жить мирной созидательной жизнью на своей родине и в ХХI веке. 27 сентября 2020 года Азербайджан и Турция с привлечением международных террористических группировок развязали против Арцаха новые широкомасштабные военные действия. Мишенью ракетно-артиллерийских систем и воздушных сил противника стали мирные населенные пункты, в том числе Шуши. 7 октября дважды подверглась целенаправленному ракетному удару церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц…

Сегодня бакинский режим прилагает все усилия, чтобы полностью уничтожить армянский след в Шуши. К разрушенным еще во время войны церквам прибавились и вековые кладбища, обелиск жертвам Геноцида армян, мемориалы воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, Героям Советского Союза и Социалистического Труда, видным армянским деятелям, армянские села, целиком стертые с лица земли. Вандалы, не позволяющие ЮНЕСКО посетить оккупированный регион, цинично объявили Шуши «культурной столицей» и «жемчужиной многовековой богатой культуры Азербайджана».

Говоря о тотальной фальсификации истории города, карабахский историк Мгер Арутюнян отмечает, что если в советское время в Шуши были всего две мусульманские мечети, то сегодня азербайджанские пропагандисты называют цифру 17. Кроме того, по его словам, бакинские лжеученые цинично искажают топонимы.

Объявив Шуши «культурной столицей», Алиев и Эрдоган, не скрывающий роль Турции в захвате Шуши, на самом деле преследуют цель превращения города в форпост радикализма, экспансионизма и пантюркизма. И одним из звеньев такой политики является объявление оккупированного города «Молодежной столицей Организации исламского сотрудничества» на 2024 год.

Однако, несмотря ни на что, Шуши был и остается одной из главных святынь арцахцев, да и армянства в целом, важнейшим компонентом национальной идентичности, истории и культуры.

Историческая и человеческая справедливость должна восторжествовать — город должен вернуться к своим истинным хозяевам.