Спектакль-концерт «ГАМЛЕТ. ШЕКСПИР. ШОСТАКОВИЧ» в исполнении великого актера и руководителя московского Театра Наций, народного артиста РФ Евгения МИРОНОВА и Государственного Молодежного оркестра Армении, который состоится в Ереване 17 мая — это не только огромное театральное впечатление. Это попытка найти на эти вопросы ответы.
Для Евгения Миронова, артиста не только суперзнаменитого, но действительно уникального, это уже третий «Гамлет».
«Я — счастливый артист, потому что уже дважды сыграл Гамлета. Первый раз это случилось в 1998 году в спектакле великого немецкого режиссера Петера Штайна, который поставил шекспировскую трагедию с российскими актерами, и я исполнял заглавную роль. Второй раз мне предложил сыграть «Гамлета» знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж, и я решил, что надо согласиться, хотя в данном случае я должен был сыграть все роли. «Гамлет/Коллаж» был задуман как моноспектакль. Не скрою, что, во-первых, был озадачен тем, что мне придется играть так много ролей, это большая ответственность, нужно было найти правила игры с режиссером. Нужно было понять, как, например, Лаэрт отличается от Клавдия — чтобы зритель точно понимал, что это другой персонаж, другой характер. Такие детали не сразу нашлись, но нашлись, и стало легче. Для себя я решил, что в спектакле «Гамлет/Коллаж» играю артиста, творческого человека, в голове которого много героев, много персонажей. Рассказывая о них, я словно борюсь с какими-то своими «демонами». А пройдя эту сложную историю, испытываю очищение, катарсис», — так комментировал Евгений Витальевич свою работу с культовым Робером Лепажем.
Наверное, этот моноспектакль и стал предтечей третьей по счету гамлетовской версии артиста. По его инициативе, в 2021 году, когда свирепствовал ковид и «многонаселенные» спектакли были редки, Юрий Башмет к своему Сочинскому Фестивалю взялся за воплощение замысла «Гамлет. Шекспир. Шостакович». Постановку осуществила Марина Брусникина.
… Первые такты музыки, «Вступление». Нечто грозное надвигается на тебя, зловещее, страшное, душа замирает от тяжелых предчувствий. Это потрясающее начало — ведь музыка Шостаковича к великому козинцевскому фильму конгениальна Шекспиру, и она — камертон ко всему дальнейшему.
А ДАЛЬНЕЙШЕЕ — ЭТО ПОТРЯСАЮЩЕ ГАРМОНИЧНЫЙ СИНТЕЗ ДВУХ СТИХИЙ. Звучащего слова и полноценного театра, хотя и в моноформате, и музыки, музыки, без преувеличения, великой. Впрочем, порой возникает ощущение, что на сцене играют два оркестра, настолько фантастически аранжировал Миронов шекспировский текст. Ведь тут не только Гамлет. Пошлый и жалкий Полоний, нежная покорная отцу Офелия, гневная и страдающая Королева, коварный, но и мучимый совестью Клавдий и даже смешно грассирующий Озрик — для каждого артист придумал неповторимую речевую характеристику, нашел тембр голоса и интонацию, и чтобы убедить зрителя, ему не понадобились ни грим, ни смена костюма. Отсюда это чувство «оркестра», погружения в полноценный, «большой» театр — . формат моноспектакля словно преодолевается актерской укрупненностью и актерской многомерностью.
Спектакль-концерт «Гамлет. Шекспир. Шостакович» был особым подарком для зрителя на Втором Международном Тихоокеанском фестивале во Владивостоке, которым руководит Евгений Миронов. Там его и увидела наша армянская команда, участвовавшая в фестивале со спектаклем «Игры королей». Там у председателя СТД Акоба Казанчяна и возникло острое желание привезти «Гамлета…» в Ереван.
«Грандиозная, с юности любимая мной музыка и уникальное, магическое мастерство Евгения Миронова — я вышел с этого спектакля потрясенный. И текст «Гамлета», который, кажется, знаешь наизусть, в такой аскетичной в плане театральности версии звучал так сконцентрировано, так устрашающе актуально… Я сразу подумал, что наш зритель должен непременно это увидеть! Тем более тут есть еще один момент — в нынешней ситуации было бы практически невозможно вытянуть в финансовом плане большой спектакль с Евгением Мироновым. А здесь он один и будет работать с нашим оркестром. Просто прекрасная возможность дать ереванской публике насладиться этим великим артистом!», — говорит Акоб Ервандович.
«Дальше — тишина»… Реквием. Скорбят трубы, рыдают скрипки, плач подхватывают виолончели. Из мира, с планеты Земля, уходит Человек. Уходит молодым, не свершив предназначения, не оставив наследника, не разрешив своих вопросов… Проклятых вопросов. Гамлетовских вопросов…
Многие из нас сегодня оказались один на один точно с таким ощущением. Или это только показалось?
А спектакль «Гамлет. Шекспир. Шостакович» стоит посмотреть. Такого рода впечатления — драматические и музыкальные — нам сегодня нужны. И, может быть, даже больше, чем раньше.