Логотип

КРИЗИС ДОВЕРИЯ (видео)

СЕКРЕТАРЬ ФРАКЦИИ ППА НАИРА ЗОГРАБЯН ПОВТОРИЛА НЕ РАЗ УЖЕ данное ею в НС определение, назвав закон о накопительной пенсионной системе государственным рэкетом, положения которого не исходят из интересов граждан. По ее словам, для КС это последняя возможность доказать, что его решения служат интересам народа и государства. По большому счету ничего нового не сказал и член АРФД Арцвик Минасян, отметив, что навязыванию обязаловки в условиях роста темпов миграции и безработицы следует сказать «нет». Глас собравшегося на площади народа должен услышать КС, которому до 25 января предстоит принять решение о приостановлении действия закона. Кстати, на Театральную площадь пришли и студенты председателя КС Гагика Арутюняна, на плакате которых было написано «Докажите, что, преподавая нам, не лгали!»

Пожалуй, воодушевленней коллег по парламенту оказались последний оставшийся в НС собственно «наследник» Рубен Акопян и руководитель фракции АНК Левон Зурабян. Многолюдность мероприятия явно вдохновила Р.Акопяна, заявившего, что в отечественной политической культуре это исключительный случай: гражданское общество сформировало повестку, к которой присоединились все невластные парламентские силы. Посему, мол, эти четыре силы должны сформировать политическую повестку, которая сплотит всех и изменит ситуацию в Армении.

МОЛОДЫЕ АКТИВИСТЫ ИЗ «Я ПРОТИВ» ВЫСТУПАЛИ ХОТЯ И ВДОХНОВЕННО, но весьма сдержанно, подчеркивая цель митинга, — потребовать от КС положительного для них решения, отклонив действие закона до принятия окончательного вердикта, который, впрочем, тоже, как они надеются, должен быть положительным. А до тех пор сидеть сложа руки они не собираются и будут разрабатывать дальнейший план действий — исключительно в рамках Конституции. Следует отметить, что своими лозунгами организаторы мероприятия избрали «Приостановление» и «Мы хозяева нашей страны», которые иным политическим силам оказались явно не по нраву. Их души явно жаждали куда более радикальных лозунгов и речей. А посему из толпы время от времени начинали скандировать «Сержик, уходи!», молодежь сразу начинала, перекрикивая, скандировать «Приостановление!» и «Мы хозяева нашей страны!»

Дорвавшийся до трибуны и давно не видевший на своих митингах столько народу конгрессовец Л.Зурабян взялся учить стоявших на трибуне активистов. «Не нужно чураться политических лозунгов, ребята, кроме того, в своих выступлениях вы слишком вежливы, смотрите, как надо говорить», — не стесняясь включенного микрофона, менторски произнес оратор Зурабян и включил свою заезженную донельзя пластинку с уже известным запасом слов. Впрочем, не переубедил он активистов из «Я против», предпочитающих оставаться в рамках исключительно гражданской инициативы. По крайней мере, как заявил в интервью «ГА» один из главных инициаторов группы, Геворк Горгисян, инициатива исключительно гражданская, а поднятый вопрос социальный, у них нет задачи смены власти, задача группы — защита интересов граждан независимо от того, какая сила сегодня находится у власти. Цель группы — следить за действиями правительства, требовать от него полноценной работы и служения интересам народа, тогда как цель любой политической силы — приход к власти, заявил Г.Горгисян, добавив, что попытки политизировать есть, их много, однако активисты будут бороться с этим. «Это гражданская инициатива, это требование сознательных граждан, здесь нет никакого политического подтекста, за нами не стоит никакая политическая сила. Цель митинга и всех подобных мероприятий в том, чтобы КС принял беспристрастное решение, мы — сторонники непредвзятого решения, которое в случае полноценного обоснования мы всегда поддержим», — официально заявил Геворк Горгисян.

МЕЖДУ ТЕМ ОЧЕВИДНО, ЧТО ОСТАЮЩАЯСЯ БЕСХОЗНОЙ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ точки зрения весьма активная молодежная инициатива не может не быть лакомым куском для политических сил и политизированных гражданских инициатив, пытающихся выехать на популярности «Я против» и прибрать их к рукам. Об этом свидетельствует и то, что на страничке в FB «Я против» участники группы уже выражают недовольство и сомнения по поводу «политизации митинга и шествия, из-за чего в ходе шествия члены других гражданских инициатив, присоединившиеся к «Я против», не смогли выступить». Активисты даже допускают мысль, что «подобное произошло в результате давления со стороны оказывающих поддержку гражданским активистам четырех партий, среди которых затесались и такие продажные лица, которые не имеют права говорить о справедливости». Недовольство доходит до того, что предложения и лозунги некоторых примазавшихся к активистам политиков они называют древними, считают себя обманутыми, а политиков, на поводу у которых люди отправились на шествие, — засланными властью казачками. Они признают, что все смешалось, и боятся, что этим воспользуются определенные группы и закрепят за собой государственные должности.

Впрочем, все запуталось настолько, что смешавшая секс, политику и общественное движение новоявленный экзальтированный «политик» Ани Захарян сначала говорит о «необходимости сформировать институциональную оппозицию», делится своим видением, как этого добиться, а потом — о «необходимости сформировать провластную силу». Ей вторят или оппонируют активисты из других групп.

Как бы то ни было, но все участники (из гражданского и политического секторов) весьма воодушевлены и пытаются приписать многолюдность митинга себе в актив, а заодно придать гражданской инициативе политический импульс. При этом они почти в равной степени не доверяют друг другу. Главным аргументом сторонников политизации является увещевание в том, что борьба за свои права может иметь самые разнообразные проявления, вплоть до антиконституционных. Что без политической борьбы достичь системных изменений невозможно. А исключительно вежливая гражданская борьба наподобие той, что ведет группа «Я против», ни к чему не приведет. Посему поддержавшими инициативу политическими силами и гражданскими активистами во главу угла ставится вопрос: в случае если власть пойдет на уступки и отменит обязаловку, что, как говорится, война закончена и все по домам?

ПОЖАЛУЙ, ЕДИНСТВЕННОЙ, КТО ПОКА ПРОТИВОСТОИТ ЭТОМУ, ЯВЛЯЕТСЯ именно достаточно многочисленная, насчитывающая сегодня более двух десятков тысяч членов группа «Я против». Однако неразбериха, создавшаяся из-за чрезмерного количества очагов и тем общественного недовольства формирует весьма опасную ситуацию — системной оппозиции практически нет, и если она даже номинально существует, то ей никто не доверяет. В этой ситуации, если власть не прислушается к мнения вежливой, деполитизированной молодежи из «Я против», на гражданско-политические баррикады могут выйти другие, родившиеся в фейсбуковском пространстве, невежливые радикальные молодежные группы, форма протеста которых, мягко говоря, выходит за рамки любых законов…