Логотип

ВРЕМЯ БЛАГОГЛУПОСТЕЙ СТРЕМИТЕЛЬНО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ,

— Какова специфика нынешнего переходного процесса?

— Во-первых, это выработка новых полярных идеологий, призванных заполнить образовавшийся после развала СССР и Восточного блока вакуум. На наших глазах происходит своеобразное «возвращение идеологий» в процессе формирования крупных блоков стран. Вторая характерная тенденция — развитие или восстановление так называемой критической инфраструктуры — это в первую очередь энерго-транспортная и ресурсно-технологическая, а также военная инфраструктура с обширной системой противоракетной и воздушной обороны. Обе эти тенденции во многом формируют текущие интеграционные процессы и способствуют формированию надгосударственных блоков. В конкуренции, а возможно — и в противостоянии которых будет заключаться устойчивость нового миропорядка.

— Как конкретно это отражается на Армении и нашем регионе в целом?

— Тут налицо своеобразная геополитическая цикличность. На новом витке истории мы сталкиваемся с основными вызовами, характерными для 20-х годов прошлого века. 20 лет назад Армения восстановила историческую справедливость, нарушенную при формировании СССР. Арцах стал независимым от Азербайджана и, как было весьма исчерпывающе замечено: «Это Армения, и точка». Но сегодня, как и на протяжении двух последних десятилетий, Армения задыхается в тисках блокады, навязанной нам Турцией, Азербайджаном и Грузией. И это мало кого волнует в мире. В сентябре 2012 года в интервью «ГА» я так сформулировал основные положения текущего момента для Армении, связанные с внешнеполитической ситуацией: «Нам нечего сказать Западу, поскольку Западу нечего сказать нам». В первую очередь это касается обеспечения региональной безопасности и развития энерго-транспортной инфраструктуры Армении — двух фундаментально важных для нас вопросов. Заявление президента РА от 3 сентября 2013г. и подписание дорожной карты по вхождению Армении в Таможенный союз в декабре 2013г. внесли тут кристальную ясность.

Без железной дороги и портов  нет экономики, а без экономики нет страны, нет государства.— Каковы перспективы прорыва экономической и транспортной блокады Армении в свете принятых решений?

— Тут, во-первых, следует зафиксировать, что попытка быстрого удушения Армении сорвана. Потенциал «большой нефти» Азербайджана исчерпан – об этом мы уже говорили в предыдущих интервью. Сорван и перевод блокады Армении в фазу «правильной осады». Порукой тому — решения, принятые в 2013 в Армении и РФ, уход Саакашвили, последние внутриполитические развития ситуации в Грузии. Отбита «кавалерийская атака» по расчленению Сирии. Тегеран пока весьма успешно пытается решать свои задачи по деблокаде. Отведена, по крайней мере – отсрочена, угроза большой войны в регионе. Приятно и то, что г-на Эрдогана несколько отвлекли от его паносманистских и гегемонистских ядерных амбиций, хотя и скверно, что Турции удалось «освоить» курдскую нефть Ирака. Но в целом я далек от мысли, что здесь пройдена точка невозврата и изжиты основные угрозы региону.

Реальные же перспективы по прорыву блокады Армении будут зависеть в первую очередь от политической воли Армении и РФ, а также вменяемой и подлинно региональной политики Грузии. Многое зависит и от конкретного содержания подписанной дорожной карты. Это объемистый документ, состоящий из 20 разделов и включающий в себя 262 отдельных мероприятия. К сожалению, в полном объеме он пока недоступен для анализа. Однако я полностью принимаю вывод, сделанный на днях одним из влиятельных российских аналитических изданий: «Ключевой задачей России в Закавказье на 2014 год станет промышленное восстановление Армении, ограничение влияния Турции и поиск подходов к Азербайджану, дабы купировать его вероятные попытки препятствования процессу евразийской интеграции в Закавказье».

Но в своих попытках купирования Россия не должна становиться на те же грабли, что и в 20-е годы прошлого века. Ведь развал прежней страны обнажил эти роковые ошибки — неверный выбор экономико-инфраструктурного и политического центра Закавказья, насильственное усечение Армянской ССР обернулись для России колоссальным геополитическим поражением, потерей контроля над Каспием, потерей рокадной железной дороги Тбилиси-Ереван-Джульфа, перекройкой структуры Система предупреждения о ракетном нападении и многим другим. Ну а нам следует выучить нашу часть уроков.

— И каковы же эти уроки?

— На первый взгляд они могут показаться банальными, но это наше большое несчастье, что эти уроки приходится повторять снова и снова. Во-первых, без железной дороги и портов нет экономики, а без экономики нет страны, нет государства. Для того чтобы страна стала государством, необходимо, чтобы ее экономика производила что-то, кроме впечатлений. Не Северный проспект, непонятное «элитное» строительство и самая длинная канатка в мире для дюжины туристов должны определять развитие Армении. Но экономика — в том числе стройиндустрия, горнодобывающая, химическая, энергетическая, станкостроительная, легкая, инструментальная, электромеханическая, электронная и перерабатывающая промышленность, сочетающие в себе максимальную добавленную стоимость с высокой степенью рыночной готовности продукта, — должна определять развитие нашей страны.

Необходима железная дорога, проходящая через Армению и связывающая иранские порты с Москвой, Берлином, Санкт-Петербургом, Владивостоком и Салониками, энерго-транспортная и прочая инфраструктура по оси Север-Юг, проходящая через Армению, и деблокирующая Армению.

История показывает, что Россия, а потом и СССР, Российская Федерация крайне медлительно, подчас неохотно развивала подобную инфраструктуру в Армении. Вспомним одну только эпопею прокладки ответвления в Ереван от железной дороги Александрополь – Джульфа! И не будь тогда настойчивости местных властей и бизнеса, у нас не было бы и этой ветки. Это означает, что именно власти Армении и армянский бизнес должны стать настойчивыми и последовательными инициаторами развития инфраструктуры Армении в рамках единого экономического пространства Таможенного союза. Совершенно недопустимо, чтобы строительство железной дороги Иран — Армения неоправданно затянулось – ведь первые документы были подписаны еще в июле 2009г. Недопустимо и рассматривать это строительство в отрыве от комплекса мероприятий по деблокаде Армении и ее реиндустриализации – как это, собственно, делалось до сих пор.

Далее, представляется неверной та мягкая обходительность, с которой мы традиционно относимся к позиции Грузии и Абхазии в вопросе блокады нашей страны. Пора признать, что на протяжении последних 20 лет они значительно усложняли эту проблему, по крайней мере никак не способствовали ее решению. И наш ущерб от этого колоссален, хотя здесь и заметны позитивные подвижки. Армения должна пересмотреть свое отношение и досконально изучить доступный ей инструментарий как по оказанию давления, так и по взаимовыгодному сотрудничеству с этими государствами – особенно в сфере эксплуатации и модернизации портовых и железнодорожных инфраструктур.

Ну и, наконец, в идеологическом аспекте лейтмотивом наших устремлений должна оставаться не погоня за удовлетворением всех и потаканием всем. Не надо прикидываться, как это делают некоторые наши аналитики, что нас мало волнует строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс или Рашт-Астара, новые газовые проекты Азербайджана или ситуация в Джавахке, Абхазии и Нахиджеване. Осмелюсь даже сказать, что непризнание чего бы то ни было, кем бы то ни было должно волновать нас в первую очередь. Время благоглупостей заканчивается.

На ближайшее десятилетие контрапункт наших устремлений, мне кажется, должен заключаться в следующем. Мы должны прорвать блокаду, и мы сделаем это! Армения и армянство, государство и народ должны сосредоточиться на этой задаче. Граждане Армении, армянство всего мира, наши союзники и друзья должны поставить четкие и важные цели – деблокировать Армению, реиндустриализировать республику, модернизировать ее экономику и общество.