Вслед за терактом в Волгограде 21 октября некоторые политики и аналитики высказали предположения, что это был ответ Азербайджана на арест убийцы Егора Щербакова в Западном Бирюлево — азербайджанца Орхана Зейналова. Убийство Е.Щербакова и последовавшие за ним события действительно вызвали огромный резонанс в среде политической элиты Азербайджана. Вот что говорил об этих событиях в недавнем интервью азербайджанскому сайту политолог Модест Колеров, человек, в информированности которого сомневаться не приходится. «Я много слышал о том, что акция Орхана Зейналова — бакинский сценарий, что он бывший или даже не бывший сотрудник азербайджанской разведки, что на задание он получил крупную сумму денег. И мне нечего возразить. Слишком уж ожесточенной была реакция Баку. Словно Зейналов — не офицер, а маршал разведки. Кульминация дела Зейналова — информационная и политическая кампания Баку вокруг этого дела».
Сказанное Колеровым косвенно подтверждают другие исследователи бирюлевского убийства, практически единогласно пришедшие к выводу о том, что убийство Егора Щербакова и последовавшие за ним беспорядки преследовали цель кроваво-рейдерского захвата крупнейшей в России плодоовощной базы в Западном Бирюлево бизнесменами из Азербайджана. Были даже попытки оправдать это желание, мол, 90% торговцев на базе составляют закавказские турки – азербайджанцы и им легче будет находить язык со своими соплеменниками.
Нельзя, конечно, утверждать, что все террористическое подполье в России финансируется и контролируется Азербайджаном: в этом деле замешаны и те самые саудиты, которых ныне яростно защищают в Баку, и представители иных арабских стран, а также Пакистан, китайские уйгуры, Турция… Но проявляемую в террористическом (равно как и наркотическом) наступлении на Россию активность выходцев из Азербайджана также не заметить невозможно. Так, Юлия Юзик, автор книги «Невесты Аллаха» и признанный специалист по проблеме смертниц-террористок, пишет в своей книге: «Баку, Азербайджан – центр всего. Ваххабизма, идейной подготовки чеченских смертниц, финансирования терактов из-за рубежа. Это я знаю от людей, с которыми общалась в течение всего года, – самых разных людей, и с «той», и с «этой» стороны».
Импорт терроризма
Как бы странно это ни звучало, но в 90-х годах прошлого века Азербайджан импортировал террористов. Из Афганистана и Пакистана, из России и Казахстана, из Турции и арабских стран. Первым руководителем Азербайджана, обратившимся к «услугам» террористов, был Гейдар Алиев, президент (1993-2003) и отец нынешнего президента этой республики.
В СТРЕМЛЕНИИ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ В АГРЕССИИ ПРОТИВ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – РЕСПУБЛИКИ АРЦАХ Г.Алиев фактически сделал ставку на террористов. Это благодаря его усилиям в Азербайджане оказались свыше трех тысяч моджахедов из Афганистана и Пакистана, сторонников лидера террористической организации «Хизб-и-Ислами» Гульбеддина Хекматияра. При Г. Алиеве же в Азербайджан, «на войну с неверными», прибыли получившие затем в мире широкую кровавую известность террористы Хаттаб, Шамиль Басаев, Доку Умаров, Салман Радуев и другие.
Уже спустя несколько месяцев боевых действий против Республики Арцах Гейдар Алиев понял, что террористы, привыкшие воевать против мирного населения, совершенно никуда не годны в открытых боевых действиях. После нескольких боев, в которых наемные террористы потерпели сокрушительные поражения, они были отведены из Арцаха в районы Азербайджана, где занялись привычным делом: созданием религиозных ячеек террористического направления. Азербайджан, на территории которого сложилась террористическая структура, созданная из различных и прежде друг с другом не связанных исламистских группировок из разных стран, превратился в координационный центр терроризма во всем мире. Отметим, что большая часть созданных в те годы группировок функционирует до сегодняшнего дня и оказывает преступное содействие единомышленникам во всем мире, в том числе и в России.
В начале 90-х годов прошлого века Республика Арцах многократно обращалась к мировому сообществу с призывом обратить внимание на террористическую деятельность официального Баку, однако об Азербайджане как о государстве-пособнике исламского терроризма в мире впервые заговорили в конце 90-х прошлого века. Поводом для этого послужили трагические события, когда в начале августа 1998 года были взорваны американские посольства в Танзании и Кении. Тогда в ходе расследования было выяснено, что факсимильное сообщение с приказом о взрыве американского посольства в Кении было отправлено именно из Азербайджана.
После терактов против американских посольств американскими спецслужбами в Азербайджане были арестованы шеф отдела военных операций террористической организации «Исламский джихад» Ахмед Салам Мабрук, а через некоторое время еще два активиста этой группировки – Хафис Мабрук и Ясир аль-Сирри. Было также доказано, что в Азербайджане окопалась одна из наиболее кровожадных исламских террористических группировок «Джейшуллах», включенная Госдепартаментом США в список 39 наиболее опасных экстремистских группировок мира.
Тогда же арестованный ФБР за организацию взрывов посольств США член «Аль-Каиды» Ахмед эль-Фадл показал на допросе, что его организация начала свою деятельность в Азербайджане. Вскоре в Европе был арестован Ибрагим Эйдарус, руководитель азербайджанского отделения «Аль-Каиды», принимавший непосредственное участие в организации взрыва посольств США.
Экспорт терроризма
В Баку быстро поняли, что прибывшие по приглашению «гости» представляют собой оружие, которое можно использовать для внешнеполитических целей. Было решено жестко ограничивать их деятельность в Азербайджане с одновременным использованием против других стран.
СПЕЦСЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ ВЗЯЛИ ПОД ПЛОТНЫЙ КОНТРОЛЬ все террористические группировки, в том числе и посредством внедренных в ряды террористов агентов. Задача эта была успешно претворена, и уже с середины 90-х прошлого века террористы из Азербайджана были полностью подчинены правительству этого образования и задействованы в различных операциях за пределами республики. Более того, в Азербайджане были созданы лагеря для подготовки террористов, в том числе и смертниц.
В 2006 году шеф МНБ Азербайджана Эльдар Махмудов, оказавшись под давлением фактов, сообщил в интервью: «Планы ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стали для нас самым худшим открытием за последние годы». Самое интересное в этом признании является то, что группа «Аль-Каида Кавказ» до сих пор не нейтрализована. А спустя 4 года заместитель Э.Махмудова, ныне отправленный в оппозицию Сульхаддин Акпер, сообщил газете «Эхо»: «В Азербайджане уже сегодня существуют и действуют радикальные (исламские. – Л.М.-Ш.) организации, вербующие в свои ряды молодых людей». А затем еще и добавил: «И если сравнить ситуацию с 1992-1993 годами, то сегодня возможности радикальных (исламских. – Л.М.-Ш.) религиозных структур в Азербайджане возросли, просто пока они не афишируют себя».
Возможности действительно выросли, да иначе и быть не могло, ибо террористы пользовались покровительством правительства Азербайджана. Вот строки из обвинительного заключения террористки Зары Муртазалиевой: «Зара Муртазалиева, являясь активным членом бандитских формирований, ведущих боевые действия с федеральными силами, пройдя специальную подготовку в лагере террористов-смертников под городом Баку Республики Азербайджан, в сентябре 2003 года прибыла в Москву для организации террористических актов…»
В архиве следственного комитета России хранится личный дневник Зулихан Элихаджиевой, террористки-убийцы, взорвавшей себя и окружающих людей в очереди у касс на рок-фестиваль в Тушино. В дневнике описывается, как Зулихан ездила в Баку со сводным братом Жаге, с которым она пребывала в инцестной любовной связи. Именно в Баку любовник-брат с помощью других преступников, жителей Баку по имени Гасан и Юсуф, завербовал Зулихан в смертницы-убийцы.
В интервью газете «Известия» завербованная Зарой Муртазалиевой и принявшая ислам русская девушка М. рассказала о своем вопросе Заре: «Как можно стать шахидом?» Ответ был прост: «Едешь в Баку, там лагерь, там тебя подготавливают, а потом приезжаешь в Москву, ну и вот».
Действительно, делов-то. Едешь в Баку и возвращаешься в Москву или иной российский город, ищешь места скопления людей и дергаешь за чеку. А не рискнешь дернуть — ничего страшного, найдется напарник, готовый взорвать тебя вместе с безвинными людьми радиосигналом. Главное, побывать в Баку и затем, вернувшись, надеть на себя пояс шахида. В самом Азербайджане тебе этого не позволят, там отслеживается каждый твой шаг, ибо тебя готовят к терактам за пределами этого преступного образования.